Еще недавно неспособность освоить школьную программу являлась моветоном: «Что он у меня, дурак, что ли?» — задавались страшным вопросом родители, cкрывая горькую правду от друзей и родных. И вдруг стоп! В какой-то момент все враз признали, что пользуются услугами репетиторов. И даже вроде стали этим гордиться. Короче, «произошел очень важный сдвиг в общественном сознании, — заявила „МК“ Татьяна Клячко. — И многое в этом плане сделал ЕГЭ».
По оценке эксперта, «великий перелом» обозначился примерно в 2007 году: «И дело не только в том, что на каждом шагу появились тогда растяжки „Готовлю к ЕГЭ“. До введения Единых госэкзаменов репетиторствовали в основном вузовские преподаватели — готовили к поступлению. Сейчас же — кто может, тот и готовит. А так как больше таких возможностей у учителя, то подготовка к ЕГЭ в значительной мере ушла в школы. И сразу снялось негативное отношение к „плохим людям“ из вуза: противоречие школы и вуза сошло на нет».
Другой важный фактор изменения общественного сознания — констатация падения качества отечественного образования. Государство — в лице школы или вуза — учит плохо: на этом сходятся все. И репетитор в глазах общества становится чуть ли не единственным сеятелем разумного, доброго и вечного. И как бы не просто натаскивает ребенка, а занимается общественно-полезным трудом. А нанявший его родитель — восполняет пробелы официального образования и вообще «занимается своим ребенком». В итоге факт репетиторства перестали скрывать. А то, что до недавнего времени было в «черной» или «серой» зоне, стало проявляться открыто и активно кристаллизоваться в цеховую структуру.
Репетитор для младшего возраста. Сегодня он готовит не только в
Частных репетиторов для школьников в Москве, по последним данным, нанимает как минимум каждая десятая семья. При этом речь идет не о подготовке в вуз (к ЕГЭ). Это только те, кто с помощью репетиторов осваивают школьную программу! Вдобавок мало кто обращает внимание на дополнительные занятия в школе с отстающими учениками, особо подчеркнула она: «Раньше эти занятия были бесплатными. Теперь формально тоже. Но на деле (хотя проверить это сложно) учителя всяческими способами подталкивают к ним детей. А дальше — начинаются подарки или прямые выплаты. Когда же вскоре девятиклассников начнут готовить к ГИА, процесс встанет на поток: к экзаменам программу наверняка будут проходить „углубленно“ и просить за это деньги, как сейчас просят за подготовку к ЕГЭ. И никого это, как сейчас с ЕГЭ, не удивит!»
Репетиторы для поступления в вузы сегодня самые разные. Тут и официальные подготовительные курсы (их посещали 33% семей Москвичей из числа плативших за дополнительное образование). И трудно поддающиеся точному подсчету репетиторы-частники. Но вот что любопытно: «При введении ЕГЭ, — отметила Клячко, — произошел резкий спад спроса на репетиторов. Но уже через год возник еще более резкий всплеск потребности в них. В результате общее число репетиторов возросло, перераспределившись между вузовскими преподавателями и школьными в пользу последних. А главное, выросли цены на их услуги — репетиторы заложили в них „компенсацию“ за потерянный год. С ее учетом стоимость репетиторов возросла в полтора-два раза».