Триллер сезона

Злоба дня

Злоба дня

Владимир Мединский, в свою бытность писателем приложивший немало усилий для создания позитивного облика россиянина, накануне начал свой доклад о развитии отечественной кинематографии так бодро, что уши закладывало от радостного звона. 1,5 миллиарда — фильмам для детей и юношества, 930 миллионов — на реконструкцию Госфильмофонда. Штрафы кинотеатрам за представление недостоверных данных о выручке. Освобождение продюсерских компаний от налога на прибыль при получении субсидий на производство национального фильма. Беспошлинный ввоз цифровых кинопроекторов для кинотеатров.

Что ни слово — то мед. Что ни предложение — то цивилизованная Европа. Будь я режиссером или владельцем кинотеатра — поверить бы не смог, что дожил до такого дня. Но господин Мединский довольно быстро спустил всех с небес на землю.

Сначала как бы случайно прорвавшееся слово «госзаказ». Через минуту его уточнение: «Уже с 2013 года Минкультуры намерено определять тематику игровых, неигровых и анимационных фильмов, на создание которых будет выделяться государственное финансирование». И, наконец, бесславный финал, вернувший в памяти самые отрицательные моменты нашего богатого советского прошлого: «Государство должно иметь возможность проводить свою социокультурную политику, т.е. определять тематику, тональность и содержание фильмов, которые оно финансирует».

Подобная система — с четко сформулированным государственным заказом и конкурсами сценариев на заранее известную «социально значимую» тему только окончательно спровоцирует атрофию всех творческих мышц. Одно дело — Никита Сергеевич, из личной любви снимающий на юбилей Владимира Владимировича документальный фильм «55». И совсем другое, когда единственной возможностью для режиссера получить государственное финансирование — ввязаться в конкурс сценариев про какого-нибудь шахтера. (Государство понять можно — ему легче потратить несколько миллионов рублей на фильм про бюджетника, чем хотя бы на сто рублей поднять ему зарплату.)

Это что касается так любимой нашими чиновниками идеологии. Теперь про деньги. Идея с отменой действия нулевого НДС для кинотеатров, проскочившая во вступительном слове премьер-министра, по меткому замечанию министра, неизменно ударит по зрительским карманам. Цены на билеты кое-где в России и так превышают американские, а что будет, если к ним добавить еще лишние 18%?

Точно так же подорвет кинематографическую экономику введение любой системы квотирования — искусственного удержания определенного процента (18,2) российских фильмов в прокате. Количество хороших российских фильмов от этого не увеличится, спрос на них — тем более. Зато свой доступ на экраны, только ради того, чтобы закрыть отчетность, получит самое убогое кино. Впрочем, у кинотеатров всегда останется лазейка в виде самых ранних и самых поздних, «мертвых» сеансов. Недопустимость квотирования — история настолько прозрачная и ясная (и не использующаяся нигде в цивилизованном мире). Более того, неоднократно критиковавшаяся на всех предыдущих открытых и закрытых экспертных совещаниях — о тайне ее появления в приветственном слове премьер-министра остается только догадываться. Кажется, кремлевские спичрайтеры сыграли с Медведевым ту же злую шутку, что и с Путиным, когда перед одним из прошлых правительственных советов ему подкинули идею о создании российской версии кодекса Хейса. То, что Владимир Владимирович невинно использовал как риторический прием, для кинематографистов обернулось годовым кошмаром и приступом легкой шизофрении. Все, что мог сделать министр культуры в ответ на прямой вопрос премьер-министра — квотирование или отмена нулевого НДС, — изо всех сил замотать головой: ни то ни другое! Но Мединский, похоже, и сам не знал, о чем речь. А это значит, что кинематографисты никак не защищены от введения нового абсурдного закона, который одним махом может свести на нет пользу от всех мер, принятых до этого.

Взаимоотношения государства и кинематографистов продолжают напоминать разговор высокомерного мецената с капризными художниками. Первый, занимаясь вопросами экономики, до сих пор не может расстаться с идеологией. Вторые же никак не могут найти общий язык друг с другом, чего уж говорить о власти. Получить сегодня государственное финансирование — и хочется, и колется. С одной стороны — самый приятный и логичный способ получить деньги. С другой стороны — еще вопрос, будет ли получившееся кино смотреть кто-нибудь, кроме министра культуры. А зрителю, чтобы фильм имел успех, неплохо бы еще и приплатить. Разумеется, внеся все затраты на билет туда же, в смету госзаказа.

Если все пойдет как задумано, конкурентоспособность российского кино действительно вырастет. А вместе с ней — доходы определенного круга лиц.

Остальным режиссерам хочется от души пожелать удачи и обратиться за помощью, например, в международные кинофонды.

Там по-прежнему ценят оригинальность замысла и творческую свободу, а не социальную значимость.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру