России бы таких парней: они отказались от миллиардов долларов в ожидании… лучшего предложения

Вундеркинды Спигель и Мэрфи не хотят служить под началом Цукерберга

Представьте себе такую картину, или точнее, ситуацию. Два парня — одному 23 года, другому 25 лет, закопавшись в прибрежной хижине в городке Венеция, штат Калифорния, уже три года заняты бизнесом, который не приносит никаких доходов. И вот никто иной, как сам всесильный Марк Цукерберг, хозяин «Facebook», вместо того, чтобы призвать этих сосунков пред свои очи, сам летит к ним на поклон из Кремниевой долины и предлагает им за их бизнес несколько миллиардов долларов. В ответ он получает от ворот поворот.

Вундеркинды Спигель и Мэрфи не хотят служить под началом Цукерберга
Марк Цукерберг

Ситуация, согласитесь, за гранью реального. Но когда речь идет об Эване Спигеле и Бобби Мэрфи и их компании «Snapchot», то это сущий факт, хотя ни тот, ни другой даже не закончили учебу в Стэндфордском университете.

Русская поговорка «лучше синица в руках, чем журавль в небе» в американском варианте звучит так: «Птица в руках и птица в кустах». Разница, казалось бы, маленькая, но существенная. Американский вариант не подталкивает на выбор пути наименьшего сопротивления. А, во-вторых, не делает недостижимым второй путь. Согласитесь, птица в кустах намного доступнее журавля в небе. Эта субтильная на первый взгляд разница является главной причиной того, что американцы обставляют россиян в области нанотехнологий, особенно в социальных медиа.

А теперь вернемся к нашему, то есть ихним, Спигелю и Мэрфи. Отказались они от цукерберговских миллиардов не потому, что они бессребреники, а потому, что посчитали их «птицей в руках». А они охотятся за «птицей в кустах».

Какой же силок их «Snapchot»? Эта компания дает возможность своим клиентам посылать фотографии и видео, которые после того, как их посмотрел получатель, исчезают. Такой фокус привлек к ней молодежь и любителей порнографии. Первых привлекает легкость в обмене фотомессиджами, вторых — гарантия того, что компрометирующий их материал не всплывет неожиданно на поверхность, не станет тайным оружием шантажа со стороны недоброжелателей или соперников. «Силок» стал дичью, на которую начали охоту и Силиконовая долина, и венчурные фирмы, и международные технологические компании, промышляющие в области социальных медиа.

Кстати сказать, ловля «птицы в кустах» не является исключительно стратегией «Snapchot». Также поступали и «Tumblr», и «Instagram» и даже «Facebook» и «Twitter», который сейчас провел успешное IPO и имеет рыночную капитализацию в 20 миллиардов долларов. Конечно, Кремниевая долина «замусорена» и такими антрепренерами, которым не удалось поймать ни «птицу в кустах», ни журавля в небе, ни даже мерзлячку синицу. Но «Snapchot»», как считает Джули Эск, аналитик из «Forrester Research», из породы ловцов «птиц в кустах».

Создатели «Snapchot» отказались от цукерберговских миллиардов еще по одной причине. Они надеются стать первой компанией в области социальных медиа, которая будет строить свой бизнес на базе доходов, а не только рекламы. По словам Спигеля, его компания хочет повторить удачный опыт китайской, да, китайской компании «WeChat». Она дает возможность своим пользователям подписываться на такие бренды как «Starbucks» или «Nikc» и получать мессидж от них.

На поиск «птицы в кустах» «Snapchot» подталкивает и венчурный концерн «Benchmark Capital». Этот концерн сравнительно недавно ставил на «Instagram», но тот «продался» за один миллиард долларов Цукебергу. «Benchmark» считает, что тот продешевил. Спустя восемь месяцев «Benchmark» решил поставить на «Snapchot» и чтобы тот не польстился на цукерберговские миллиарды «подкармливает» его по принципу «детишкам на молочишко». И знаете, почему этот венчурный титан верит безусым парням из «Snapchot»? Потому что они обеспечивают прайвеси своей молодежной клиентуре! А вот ее как раз и не достает «Facebook», почему он и увивается вокруг «Snapchot». Когда вчера газета «Уолл-стрит джорнэл» сообшила об «отлупе», полученном Цукербергом, всю медийную индустрию потрясла эта новость.

И, наконец, еще одна причина этого тайфуна, так сказать, личная — вундеркинды Спигель и Мэрфи не хотят служить под началом вундеркинда Цукерберга.

Популярность «Snapchot» растет не по дням, а по часам. В феврале этого года он уже имел 60 миллионов мессиджей в день. Сейчас — 350 миллионов в день! Вот почему его вундеркинды отказываются от миллиардов Цукерберга и настолько «обнаглели», что говорят: «Мы сами найдем себе покупателя с более объемистой мошной». Они наслаждаются и тем, что не являются составной частью Силиконовой долины. Когда «Snapchot» ускользнул из силков «Facebook», тот решил создать аналогичную компанию «Рокс», но из этого ничего не получилось. Птицу мало поймать. Ее надо еще научить летать по твоим маршрутам.

Силиконовая долина нервничает. «Следующая большая штука», как говорят ее обитатели, может вынырнуть в любое время и в долине, и за ее пределами. И ей приходится молниеносно реагировать. Угроза опоздать заставляет ее покупать не только «птицу в кустах», но и кота в мешке, не считая миллиардов.

Что касается «Snapchot», то на него серьезно нацелились китайцы, в том числе «Tencent» — один из трех китайских интернетовских гигантов. Основатель «Tencent» Пони Ма тоже боится опоздать. «Я сталкиваюсь с кризисом в нашей индустрии. Я не понимаю того, что нравится молодежи в интернете. И это больше всего беспокоит меня», — говорит он.

Тем более не понимают этого российские олигархи. Тем более потому, что они представители другой эпохи и другого строя. Никто из них не создавал свой бизнес своими руками в гараже или в пляжной хижине. Среди них нет ни Бринов, ни Цукербергов, ни Спигеля с Мэрфи. ни уже ныне мифологического Гейтса. Их путь к успеху лежал через коридоры кремлевской власти, а не через изобретательство. И вот вам результат: пойдите на знаменитую «Горбушку» и попытайтесь найти в ее бесчисленных рядах хотя бы один гаджет с маркой «Сделано в России». Ломоносов мечтал о том, что земля российская будет рожать «№быстрых разумом Невтонов». Она их рождает. Но они оплодотворяются за семью морями, или перемалываются системой, которая мозговому веществу «Невтонов» предпочитает нефть и газ. Она по определению не равняется на молодежь, ибо думает не о будущем, а лишь о сегодняшнем дне и о том, как заморозить его. (Российский вариант гетевского «Остановись мгновенье, ты прекрасно».) Отношение к «Невтонам» российская власть достаточно красноречиво продемонстрировала, прихлопнув Академию наук, основанную великим российским «Невтоном», но плохим Нострадамусом-предсказателем Михайло Ломоносовым.

Никто из обитателей Силиконовой долины не протирает штаны в Белом доме или Кэмп-Дэвиде, как российские олигархи — в Кремле и Ново-Огареве, потому что первые боятся прозевать очередную новацию, а вторы — Владимира Владимировича.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру