После Олимпиады депутаты решили национализировать музыку Земфиры, Доги, Тату...

Их творчество предлагают использовать на официальных мероприятиях без согласия авторов и выплаты гонораров.

25.02.2014 в 19:43, просмотров: 10227

После скандала с Земфирой (напомним, певица была возмущена тем, что на ее песню сделали ремикс и задействовали во время открытия Олимпиады) депутат Валерий Селезнев (КПРФ) предложил и вовсе «национализировать» наследие звезд. Он внес в Госдуму законопроект, который позволит использовать музыкальные произведения на знаковых государственных мероприятиях без согласия авторов и выплаты им гонораров. По мнению депутата, уже сам факт, что произведение будут транслировать на столь высоком уровне, люди должны воспринимать как награду.

«МК» узнал, согласны ли с таким подходом сами авторы.

После Олимпиады депутаты решили национализировать музыку Земфиры, Доги, Тату...
фото: Наталья Мущинкина
Земфира

На самом деле подобная норма есть и сейчас. Согласно статье 1277 Гражданского кодекса РФ публичное использование музыкального произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения возможно во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон. Но, как объясняет г-н Селезнев, в российском законодательстве отсутствует определение официальной церемонии. «В связи с чем могут возникать споры правового характера». Недавние претензии Земфиры — яркий тому пример.

Чтобы избежать сутяжничества и «учитывая тот факт, что в России предстоит провести большое количество мероприятий, в том числе спортивных», Валерий Селезнев предлагает раз и навсегда прописать, какие из них следует считать официальными.

По мнению депутата, под это определение подпадают любые церемонии с «участием должностных лиц, либо лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ». Список тех, для кого звезды должны работать бесплатно, велик. Помимо президента и председателя правительства, в него входят уполномоченный по правам человека, послы, председатель и зампред Счетной палаты, председатели федерального, конституционного и арбитражного судов и т.д.

Права авторов, считает депутат, при таком подходе ущемлены не будут. «Такие мероприятия имеют достаточно большое количество участников и широкую зрительскую аудиторию, что позволит повысить интерес к музыкальному произведению. Можно говорить о том, что автор получит вознаграждение в виде популяризации его произведений».

Согласны ли с таким подходом сами звезды?

Дмитрий Маликов, например, считает, что использовать труд человека без согласования с ним не совсем корректно. Даже если речь идет об официальном мероприятии высокого ранга.

- На эту тему сейчас много разговоров. Есть даже призывы, что авторам и вовсе не нужно ни за что платить. Раз человек выпустил произведение — оно уже принадлежит всему миру. Но авторам ведь нужно жить на что-то! То, что я получаю как авторские отчисления — совсем небольшие деньги. Но я артист и в меньшей степени завишу от авторских гонораров благодаря концертам. Для большинства же композиторов или поэтов «авторские» - основной хлеб.

Дмитрий уверяет, что многие звезды согласились бы предоставить свое творчество для официальных мероприятий на безвозмездной основе. Как, например, было во время Олимпиады. (Скажем, певицы из Тату рассказали «МК», что очень рады использованию своей песни «Нас не догонят», - Авт.). Но этот момент нужно обязательно обсуждать, а не производить «экспроприацию» за спиной.

- Например, во время выступления Юлии Липницкой звучала моя фонограмма к песне Марка Минкова «Не отрекаются любя». Я дал разрешение на ее использование абсолютно бесплатно и с удовольствием. Мне даже было приятно, что получилось внести небольшой вклад в победу нашей сборной. Но не все авторы согласны так работать.

Особой строкой следует прописать переработку произведения. Дмитрий Маликов считает, что автор обязательно должен знать, как и с какой целью изменят его идею. «В противном случае это просто неуважение к человеку».

Напомним, именно использованная во время Олимпиады аранжировка возмутила Земфиру и композитора Евгения Догу. Услышав новую обработку своего вальса, Евгений Дмитриевич написал на своей страничке в Фэйсбуке:

"Я рад, что мою музыку после Олимпиады-80 опять включили в программу открытия олимпиады СОЧИ-2014. Но как так можно выхолостить эту музыку не знаю кем при живом авторе!? Я даже не был оповещён, что будет кто-то "обрабатывать" меня. Зачем? И на запись не был приглашён...»

В отличие от Земфиры судиться Евгений Дмитриевич даже не планировал. Но тот факт, что человека в РФ даже не считают нужным предупредить об использовании их работ государством, его немало удивил.

- В любом случае автора нужно уведомлять. Тем более, если предполагается обработка. Авторское право на то и есть право, что оно даёт возможность автору существовать, то есть получать вознаграждение за свое произведение. Воспользуется он от гонорара или откажется — дело каждого.

Слова Селезнева о «вознаграждении в виде популяризации» композитор прокомментировал так:

- За всё нужно платить. И не великим подарком в виде исполнения на широкую аудиторию, а соблюдением единых правил вознаграждения за авторский труд. Исключением могут быть лишь мероприятия для детей. Там, думаю, не нужно ждать денег, наоборот, нужно вкладывать....



Партнеры