Почему в вузах не учат компьютерной графике?

Институты выпускают десятки таких специалистов, а нужны тысячи

Казалось бы, новые перспективные профессии должны быстро подхватываться вузами, задача которых заключается в том, чтобы заполнять все сферы деятельности свежими специалистами. Однако не всем современным профессиям можно легко обучиться. Некоторые практически не представлены в отечественных институтах — к таким относится и компьютерная графика.

Институты выпускают десятки таких специалистов, а нужны тысячи

Компьютерная графика (или CG) является важной составляющей самых разных профессий. Без нее не может обойтись инженер и архитектор, она прочно вошла в процесс создания кино, телевидения и рекламы, из нее практически на 100% состоит современная анимация и, конечно же, индустрия компьютерных игр и добрая половина Интернета.

Индустрия компьютерной графики сейчас на подъеме: в странах вроде США и Китая развита мощная система подготовки кадров. Дипломированные специалисты в области анимации и спецэффектов выпускаются ежегодно в огромном количестве, поскольку на них велик спрос — крупнейшие мировые студии, получающие масштабные заказы по компьютерной графике от киношников и рекламщиков, содержат штаты художников и аниматоров, насчитывающие тысячи человек.

У нас же число обучаемых в год специалистов в области компьютерной графики измеряется в лучшем случае десятками. К примеру, знаменитый ВГИК и его факультет анимации и мультимедиа выпускает в год 5–6 художников компьютерной графики.

— Пять выпускников на всю Россию — именно столько у нас бюджетных мест, — рассказывает заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики ВГИК, основатель факультета анимации и мультимедиа профессор Станислав Соколов. — Плюс режиссеров анимации и компьютерной графики мы готовим тоже примерно в количестве 6–7 человек. В сумме это очень мало, но для расширения просто нет места. Мы не можем, как в Китае, занимать огромные здания неограниченным числом студентов! В других вузах ситуация схожая: к примеру, Екатеринбургская академия архитектуры или пара питерских вузов выпускают примерно столько же специалистов. Конечно, конкурсность и ограничение по числу гарантирует попадание в профессию людей исключительно достойных. Но сфера компьютерной графики нуждается в большом количестве кадров, и сейчас в этой сфере очень много самодеятельных полуобученных ребят, которые этому научились сами или на каких-то курсах. Уровень их, соответственно, невысок.

В вузах, где компьютерная графика является важной составляющей частью профессии, уверены, что дают эту дисциплину в высшей степени достойно:

— Мы преподаем компьютерную графику в комплексе: технологическое направление и комбинаторно-комбинационное, — говорит Елена Барчугова, директор компьютерного центра МАрхИ. — В рамках первого учим практике: инструментам, процессам: от создания чертежей и моделей до визуализации и сборки-компоновки. В рамках второго обогащаются процессы мышления, студенты обучаются «думать на компьютере».

Однако преподаватели вневузовских специализированных курсов по компьютерной графике видят и другую сторону вопроса.

— К нам приходят студенты, которым того объема компьютерной графики, что им дают в институте, не хватает для нормальной подготовки диплома и последующей работы. Приходят, надо сказать, и из того же МАрхИ! — рассказывает Борис Кулагин, преподающий одновременно и на коммерческих CG-курсах, и в Московском институте электронной техники, на факультете дизайна. — Да, в вузах хорошо учат программам, и с инженерной точки зрения студенты отлично проектируют в них. Но потом они нередко вынуждены приходить на дополнительные курсы, скажем, по программе 3Ds-Max, потому что нужно не только сделать чертеж-проект, но и эффектно его подать тем, кто будет не строить, а жить в этом доме. Иначе говоря, помимо инженерной составляющей нужна и визуализация — броская, красивая, выразительная. А вот ее делают не в чертежных программах, а в 3D-софте, который студенты получают в недостаточном объеме. Визуализация необязательна для застройщика, но просто необходима конечному заказчику дома, квартиры, ремонта. Заказчик хочет видеть реалистичную визуализацию, ему в общем-то не нужен чертеж, который «инженер делает для инженера».

Того же мнения и Дмитрий Эпов, инструктор по 3D-моделированию и анимации курсов при МГТУ им. Н.Э.Баумана:

— За последние десять лет уровень подготовки в вузах по направлению компьютерной графики существенно вырос. Но для профессиональной работы в сфере компьютерной графики требуется дополнительная подготовка. К сожалению, такие профессии, как художник-аниматор или видеодизайнер, по-прежнему осваиваются только занятиями на каких-то курсах или самостоятельно.

Увы, налицо инерционность вузов, их слабая восприимчивость к новым отраслям, которые порождаются нашей компьютерной эпохой. В результате в российской индустрии компьютерной графики мало высококлассных специалистов, и браться им в большом количестве неоткуда. Притом что множество наших CG-художников работают на неплохих должностях в крупнейших европейских, американских и даже австралийских анимационных, VFX и рекламных студиях. Спрос на отечественных специалистов немал, а соответствующий диплом хорошего российского вуза был бы отличным подспорьем в трудоустройстве в лучших зарубежных студиях, пока авторитет нашего высшего образования за границей еще держится...

Но освоение специальности художника компьютерной графики до сих пор чаще всего представляет собой самостоятельное изучение разнообразных программ — дома с книжкой или видеоуроками, так что многие кадры российской компьютерной графики на сегодняшний день по-прежнему являются теми самыми самоучками — и не стесняются этого.

Такие, как, к примеру, Михаил Бажуткин — «папа» известных всем малышам «фиксиков», героев одноименного анимационного сериала.

— Я начинал с первых примитивных программ для компьютерной графики еще в школе, и как только появилась программа Maya (основное средство, с помощью которого делается почти вся современная анимация. — Е.Б.), с энтузиазмом взялся за ее освоение. После этого я поехал учиться на курсы по Maya, дальше уже началась моя карьера практической работы на разных студиях.

По словам Бажуткина, талант, опыт и желание учиться в реальной работе важнее диплома, где написана принадлежность выпускника к сфере компьютерной графики:

— Мы на нашей студии вынуждены весьма серьезно учить приходящих к нам выпускников вузов с соответствующей направленностью или окончивших различные специализированные, порой очень хорошие курсы. Но это нормально, такова повсеместная практика для новичков. Если же говорить не о начинающих, а об уверенных специалистах в нашей отрасли, то для них порой вакансий даже больше, чем соискателей. Мы вот сейчас объявили о поиске художника по свету для работы над «Фиксиками», но никак не можем найти человека — а ведь предлагается работа на известной студии и в популярном проекте!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру