Путин велел отменить домашнее задание в школах?

У нас опять неправильно истолковали западный опыт

10.09.2013 в 17:36, просмотров: 66122

Домашнее задание для школьников всегда было мучением: вроде бы вырвался на волю после окончания уроков, но, придя домой, нужно вновь раскрывать тетрадки и учебники... Однако все может измениться: президент распорядился, чтобы московское руководство подготовило проект поручений образовательным учреждениям о «добровольности выполнения домашних заданий учениками старших классов». Неужели отныне на «домашку» можно «забить»?!

Путин велел отменить домашнее задание в школах?
фото: Наталия Губернаторова
Владимир Путин

Напомним, что воодушевившая всех старшеклассников инициатива Владимира Путина прозвучала на днях на встрече в Кремле с Сергеем Собяниным и столичными учителями, которые озвучили перед президентом давно лежащую на поверхности мысль. В последнем-предпоследнем классах будущие абитуриенты уже озабочены грядущим поступлением в вузы, поэтому усердно занимаются самостоятельно после школы, зачастую посещая дополнительные занятия у репетиторов. Вкупе со стандартными «домашками», задаваемыми в школе, нагрузка получается порой запредельная: дети ходят в школу как вампиры — с красными глазами и синими кругами под ними. Отмена или существенное сокращение домашних заданий не ухудшит образовательный процесс в старших классах, но разгрузит детей и позволит им не губить свое здоровье заранее: ему достаточно нанесет ущерба вуз — стрессами первого-второго курсов с непривычки, совмещением работы и учебы, едой-сухомяткой на бегу и прочими старыми-добрыми институтскими «радостями», известными любому «студню»...

Прислушавшись к этому, президент поручил педагогическому сообществу проработать вопрос. Однако не все согласны с такой «реформой» - некоторая часть педагогической среды считает, что такие новации породят лень в детях, а опыт западных стран, на который ссылаются предлагающие отмену «домашки», и вовсе не показателен. В таких странах, как Германия, Франция или Великобритания освобождение от заданного на дом имеют не старшеклассники, а наоборот — младшеклассники, да и то при условии продленного дня. А в Штатах эта идея и вовсе не нашла поддержки, хотя также выдвигалась в свое время.

- Сегодня у нас освобождены от домашних заданий только ученики первого класса, у всех же остальных школяров нагрузка ограничена сверху нормами СанПИНа и составляет от 1 до 3,5 часов в день в зависимости от класса, - говорит член Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. - Действительно «проблема домашки» существует – ведь задания рассчитаны на среднего ученика, но есть более слабые дети, есть просто медлительные. Кто-то справляется быстро, а кто-то – медленно, хотя столь же успешно. Школа и педагог должны распределять задания с учетом физических и психических особенностей каждого ребенка. Плюс в старшей школе в последние годы ученики сами выбирают вид изучения предмета – базовый, профильный или углубленный. На базовом действительно можно отказаться от заданий без ущерба, но на среднем и высшем они, разумеется, нужны. Плюс нужно отметить, что нынешние инициативы – не новинка, в режиме эксперимента многие школы меняют объемы домашних заданий ученикам и даже отменяют их. При грамотно составленном учебном плане это проходит без ущерба для качества образования.

Но можно ли доверять ребенку самому определять – выполнять или не выполнять домашнее задания, если учитель предложит выбор? Повысит ли это эффективность распределения учебной нагрузки. Смогут ли школьники эффективно распоряжаться своим временем?

- Очень хотелось бы доверять старшеклассникам определять глубину собственного погружения в тот или иной предмет, но к этому нужно готовить с начальной школы, - считает профессор Московского института открытого образования, директор Центра психологического сопровождения образования Марина Битянова. - Если в десятом классе учитель предлагает выбор – он должен видеть в глазах детей не восторг «Ух ты, можно не делать!», а осознанное решение и понимание. Но на это потребуются годы. Система преподавания складывалась столетиями, и одним махом брать и выкидывать из неё какой-то элемент – это опасно. Можно уменьшить объем, можно делать задания более творческими, более развивающими, нужно соотносить задания с возможностями ребенка – но полностью ликвидировать их нельзя. Вот даже такой пример – какой-то урок проводится всего лишь раз в неделю – и как без домашнего задания «протянуть ниточку» от урока к уроку, связать их?!

Многие родители тревожатся: что же станет с «домашкой»? В школах уже гуляет клич «ура, Путин отменил!», хотя никакие сроки, даты или иные правила пока не озвучены. Чего же ждать и когда?

- Никаких законопроектов на эту тему пока не внесено и, я надеюсь, что вноситься не будет, - говорит Ирина Мануйлова. - И никакая принудиловка и массовость тут не нужна – сегодня школы и так самостоятельно утверждают свою программу, включая нормы домашних заданий. То есть, правовое поле для этого уже есть. Попечительский совет может корректировать эту программу – то есть, сами родители способны влиять на объем или даже отмену домашних занятий. Даже в рамках одного класса можно дифференцировать этот вопрос, ведь у старшеклассников есть право выбора персонального учебного плана самостоятельно, и, в зависимости о того, какие предметы он выбирает, как профильные, он может выбирать объем «домашки», если в школе в целом будет одобрена система возможности снижения объема заданий на дом.



Партнеры