Заводное сердце

«Обидно, мы продаем наши недра, а закупаем для медицины то, что через 3–5 лет выйдет из строя и будет выброшено», — с горечью произнес на онлайн-конференции в «МК» заместитель директора НЦССХ им. А.Н.Бакулева, академик РАН Юрий БУЗИАШВИЛИ

— Сердце современного человека работает на пределе своей физиологической возможности, — сказал известный кардиолог Юрий Иосифович Бузиашвили, отвечая на вопросы наших читателей и редакции. — Бешеный ритм жизни, информационный прессинг, психологические перегрузки, эмоциональное выгорание — все это требует более внимательного отношения к сердцу и врачей, и самих пациентов.

«Обидно, мы продаем наши недра, а закупаем для медицины то, что через 3–5 лет выйдет из строя и будет выброшено», — с горечью произнес на онлайн-конференции в «МК» заместитель директора НЦССХ им. А.Н.Бакулева, академик РАН Юрий БУЗИАШВИЛИ

Самое интересное, что и технологические возможности спасения главного человеческого мотора сегодня имеются: и денег на медицину в последние годы государство отпустило как никогда много, и современного оборудования в достатке... А смертность «от сердца» в России по-прежнему зашкаливает (54% от общего числа). Особенно ощутимы потери среди работоспособных — они не снижаются.

Так в чем причина? По-прежнему низок уровень организации в области здравоохранения? Некомпетентность врачей? Или виноват всем известный пофигизм россиян по отношению к своему здоровью? Конечно, причина не только в нас самих...

«Страна вправе спросить с нас, с врачей, ради чего она так потратилась»

— В мире, и наша страна не исключение, чем ниже уровень экономики, тем слабее медицинское обслуживание людей. Это аксиома, — сказал Юрий Иосифович. — В продвинутых странах давно пришли к выводу: самой высокой ценностью является человек, его жизнь и здоровье. Безопасный труд и здоровье работника считаются как бы краеугольным камнем любого цивилизованного общества. На Западе при наличии медицинской страховки человек без проблем получает врачебную помощь. Там настолько много вложено в здравоохранение средств, что упустить здоровье конкретного человека врачи не имеют права. У нас же этот вопрос, как и раньше, отдан на откуп самому трудоголику.

Почему я начал с экономики? Потому что всеми процессами в мире управляет экономика. В том числе и в России. В наше здравоохранение вложены миллиарды, поэтому страна вправе спросить с врачей: что сделано?

— Вы не считаете, что человек и сам должен страховать свое здоровье: смолоду откладывать деньги на лечение в будущем?

— Абсолютно в этом убежден. Но у россиян сохранилась глубокая советская убежденность: лечение должно быть бесплатным. Но сегодня это далеко не так. И не только сам человек должен думать о своих годах. Я, например, являюсь автором тезиса: «Дети — родителям». И если государство даст льготный щадящий кредит, чтобы дети могли заботиться о своих родителях, то будет выполнена гениальная социальная миссия. Мы должны тратиться и оберегать тех, кого любим. Это закон жизни. Любые действия на этом поприще оправданны.

— О технологиях в медицине все наслышаны: МРТ, КТ... Появилось ли что-то новое в области кардиохирургии? И насколько это новое доступно «рядовым» пациентам?

— Мы практически миновали те тупики, когда больным нельзя было помочь. Появилось много новых методов, как, например, способ хирургического лазерного лечения пациентов. За это в свое время коллектив авторов Бакулевки получил премию Правительства РФ. К сожалению, эта технология не нашла широкого применения. Хотя сегодня больного можно лечить не только хирургическими методами. В человеческом организме доступен для диагностики, хирургического и эндоваскулярного лечения весьма небольшой процент сосудов. Основное кровообращение в организме происходит на уровне микроциркуляции. И это микроциркуляторное русло можно лечить.

Сейчас кардиологи успешно применяют рентгеноэндоваскулярные методы лечения ишемической болезни сердца. Ожидаем создания и внедрения рассасывающихся стентов, применение которых во многом решит проблему этого самого массового заболевания, особенно при инфаркте миокарда. Главное условие при этом — вовремя доставить больного к врачам. Надеемся, что это свершится в ближайшее время. Но пока все новейшее для медицины мы закупаем на Западе, а это крайне дорого. Обидно, мы продаем наши недра, а закупаем то, что через 3–5 лет выйдет из строя и будет выброшено.

Шунтирование без шунтирования: панацея или проект?

— А что с методом контрпульсации? Шунтирование без шунтирования — так окрестили его кардиологи. Будучи главным кардиологом г. Москвы, в интервью «МК» вы помечтали: «Вот бы закупить хотя бы тысячу аппаратов контрпульсации для всей страны». Сколько их используется в кардиологии сейчас?

— Думаю, не более 200 аппаратов на всю страну — это капля в море. А необходимы тысячи. Этот метод можно использовать даже в поликлиниках — он прост в применении. Но обеспечивается интенсивная стимуляция кровотока во всех сосудах. Улучшается кровоснабжение всех органов выше малого таза. А значит, можно лечить людей от множества заболеваний. Главное достоинство методики в том, что это бескровное, не хирургическое вмешательство. Кроме того, его сегодняшнее внедрение завтра даст экономию миллиардов государственных средств за счет уменьшения количества больных, перенесших инфаркт и требующих хирургического лечения.

— Как и многое другое, метод контрпульсации был изобретен в России. Но к нам пришел… из Америки. Причем спустя более чем полвека...

— К сожалению, это так. Еще в 50-х годах прошлого века академик РАН Анатолий Иванович Григорьев, руководивший биомедицинским направлением в космической отрасли СССР, а ныне вице-президент РАН и директор Института медико-биологических проблем РАН, сообщил, что были изготовлены два аппарата контрпульсации для сохранения физической формы космонавтов. Но из-за тяжести их не смогли использовать на орбите. Позже этот метод взяли на вооружение прагматичные кардиологи США и начали лечить ишемическую болезнь сердца, получая при этом максимальный эффект. А в России и сегодня ишемия — огромная государственная проблема: умирают или становятся инвалидами наиболее квалифицированные работоспособные люди в возрасте от 40 до 65 лет. Это непозволительная расточительность собственных людских ресурсов.

— Как вы думаете, почему чиновники от здравоохранения оказались глухи к вашим настойчивым просьбам относительно спасительной контрпульсации? Насколько я помню, с этой проблемой вы даже обращались к бывшему мэру столицы Лужкову.

— Убежден, если наше государство и город реально озаботятся здоровьем россиян, то с реализацией программы контрпульсации лучше не медлить. Применив ее, можно спасти тысячи наших граждан от инфарктов. И денег для этого много не надо: аппараты не дороже рентгеновских. Но с их применением государство еще и сэкономит огромные суммы, которые сегодня уходят на дорогостоящие операции на сердце. К сожалению, в России метод не нашел должной поддержки. Заинтересовалась Владимирская область, метод нашел понимание в Казахстане, где начинают его реализацию. И на Украине, если бы не Майдан, эта методика была бы реализована.

— Но почему в бытность главным кардиологом Москвы вам не удалось продвинуть этот спасительный метод в столице?

— Да, с идеей реализовать метод контрпульсации я согласился стать главным кардиологом города Москвы. Но возникла большая проблема в плане закупки этого оборудования. К сожалению, конкурсы на закупку медицинского оборудования учитывают многие формальные параметры, но не мнение экспертного сообщества. А оно существует, чтобы давать четкие рекомендации качества и надежности оборудования.

— Сегодня вновь идет сокращение расходов на здравоохранение. Руководители медучреждений бьют тревогу: дорогая техника в этом году может встать уже через два-три месяца из-за недофинансирования даже крупных центров. Ваше мнение?

— И в советское время медицина финансировалась по остаточному принципу. Жаль, что это в чем-то перекинулось и на новую Россию. Но проблема здоровья любого общества не только в деньгах. Это в первую очередь кадры, их образование, опыт и наличие врачебной совести. Но врач — это единица теперь уже нашего капиталистического общества. Давайте что-то дадим медикам в плане их социальной адаптации, чтобы хоть как-то оправдать огромный с них спрос.

«Высокое содержание калия в крови может вызвать остановку сердца»

...Информации на околомедицинские темы сейчас предостаточно. В том числе и рекламной. Газетные статьи, тематические издания, теле- и радиопередачи — на головы несчастных потребителей высыпается такое множество неподтвержденных «медицинских» советов, рекомендаций, что люди уже не знают, кому и чему верить. Об этом — в ежедневной почте «МК». Спасение мы ищем у профессионалов. Самые актуальные вопросы мы адресовали нашему гостю — Юрию Бузиашвили.

— Для сердца очень нужны магний и калий. Многие, услышав об этом, сами покупают содержащие калий и магний препараты. В каких случаях это может навредить?

— Как врач хочу сказать: любая таблетка, даже если это всем известный панангин, — в первую очередь химиотерапия. А она всегда имеет свои «за» и «против». Поэтому без показаний ни один препарат применять не следует. Вы только представьте: чтобы изготовить одну таблетку того же панангина (добыть для него активные составляющие), нужно переработать не один кг сырья. Это не шутка. Поэтому, прежде чем глотать пилюли, надо понять зачем. Сделать необходимые анализы, подтверждающие, например, необходимость повышать уровень калия в крови. Без этого пить любые препараты преступно опасно. Кстати, высокое содержание калия в крови может вызвать остановку сердца.

— У меня желудочковая экстрасистолия. Как выяснить причину возникновения этого недуга и какие анализы и исследования нужно сделать, чтобы узнать, как от нее избавиться. Выписанные кардиологом таблетки от аритмии не помогают, а других вариантов врач не предложил.

— Причин возникновения экстрасистолии (нарушение ритма сердца) может быть очень много: от перенесенного после какого-нибудь инфекционного заболевания миокардита до нарушения содержания электролитов крови: калия, магния и т.д. И, безусловно, эмоциональной реакции организма. Поэтому говорить об экстрасистолии можно только с конкретным человеком в конкретных условиях и давать абсолютно индивидуальные рекомендации.

— Давление в последние 2–3 года стало низким: 100/90 и 70/60. Были скачки до 150/90 (нервные стрессы) и тахикардия. Принимала эгилок в минимальных дозах. На данный момент из-за гипотонии не принимаю. Сижу на кофе. А еще повышен холестерин, есть уплотнение аорты, изменения миокарда... Насколько все это опасно?

— Хорошо, что вы мониторируете свое артериальное давление. Но необходимо дообследоваться и у лечащего врача уточнить рекомендации по поводу изменения артериального давления. А вот сидеть на кофе вряд ли целесообразно. Сегодня есть капли для повышения давления: элеутерококк, женьшень и др. Но опять-таки их применение должно быть строго регламентировано рекомендациями врача. И холестерин, о котором вы пишете, сам по себе мало о чем говорит, даже если он повышен. Поэтому рекомендации следует уточнить у вашего лечащего врача.

— Сегодня при малейшем подозрении на какое-то заболевание многие стараются сделать МРТ или КТ. Вредно ли это для здоровья?

— Безусловно, да. Каждый из этих методов обследования имеет строго очерченные показания. Даже при выполнении одного рентгеновского снимка зуба (минимальная доза облучения) врач обязательно покрывает чувствительные места тела свинцовым фартуком. А при компьютерной томографии доза облучения — это 1500–2000 рентгеновских снимков! В случае необходимости это оправданно. В ином случае чаще, чем раз в полгода, КТ и МРТ делать не стоит. Из-за облучения и сниженного в связи с этим иммунитета это может повлиять на имеющиеся слабые места в организме.

— У меня такая проблема: однажды лег спать и тут же почувствовал, что у меня останавливается сердце. Жуткий приступ страха: я реально думал, что умираю. Вскочил на ноги, и симптомы стали пропадать. Но, как только ложился, приступы появлялись...

— Вероятнее всего, у вас нарушения ритма сердца, которые могут быть очень разнообразными. Необходимо сделать холтеровское мониторирование вашего ритма, причем столько раз, пока не будет зафиксирован похожий приступ, который вы описываете. И только после этого можно подбирать лечение.

— УЗИ печени показало атеросклероз, а УЗИ сердца — уплотнение аорты. Можно уже бляшки ожидать?

— Ни в коем случае не ждите бляшек, это чревато серьезными последствиями, в первую очередь для сердца.

— Много раз пытался бросить курить, но никак не удается. Вы сами курите, курили, бросили?

— Курение, как и любой наркотик, — гормон удовольствия. В мозгу есть своя зона, ответственная за удовольствия. И в процессе курения поведенческая реакция закрепляется. Поел — закурил. Встретил друга (а если при этом еще и выпили), тем более хочется закурить, два удовольствия сразу. И я не являюсь исключением: в молодости много курил. Но затем бросил, так как осознал колоссальный вред курения для здоровья. Правда, после отказа от сигарет мне они три года снились. И до сих пор периодически просыпаюсь в панике: неужели снова закурил? Чем раньше откажетесь от этой вредной привычки, тем лучше.

— Может ли «рядовой» москвич попасть в центр им. А.Н.Бакулева? И какие для этого нужны документы?

— Попасть в наш центр можно по квоте «Федеральная программа оказания высокотехнологической медицинской помощи».

— Что вы как врач можете порекомендовать, чтобы оставаться здоровым как можно дольше? Какие виды физической нагрузки полезны для молодого организма, а какие для пожилого?

— Необходимо понять очень простую вещь: даже самому бескорыстному человеку на свете — своей маме — мы нужны здоровыми. И сами себе мы нужны здоровыми. А рекомендации элементарные, и их выполнение не нарушит ни рабочий график, ни интенсивность вашей жизни вообще.

Пять универсальных советов от кардиолога

1. Чередовать нагрузки и отдых, как в течение года, так и в течение дня. Каждые полтора-два часа в день делать маленький перерыв. У нобелевского лауреата Павлова для этого в кабинете в углу лежали кирпичи. И, занимаясь любимой работой написания статей, он каждые полтора часа вставал и переносил кирпичи из одного угла в другой. Кирпичи — лишь пример. А можно просто закрыть дверь и посидеть в кресле, ослабив галстук; пройтись по коридору; выйти из здания и вернуться обратно; после интенсивных полутора-двух часов работы в течение трех минут послушать любимую мелодию и т.п. Все индивидуально.

2. Обязательно наличие физической активности в течение дня (это одинаково касается и молодых, и людей в возрасте). Активность должна быть ни в коем случае не вычурной, а нормальной физиологической: ходьба на свежем воздухе, плавание, «езда» на велоэргометре на балконе. Регулярность здесь главное: 320 из 365 дней в году. Все нагрузки выполнять в свое удовольствие.

3. Сон и нормальная работа желудка (эти два физиологических параметра человек должен соблюдать самым внимательным образом). Качественным сон считается в том случае, когда пробуждение не затягивается более чем на 10–40 минут. А утреннее настроение соответствует предстоящим «большим» планам.

4. Нормальная работа желудка. При нарушении этого параметра (равно как и сна) следует безотлагательно обращаться к врачу.

5. Следить за качеством еды, особенно после 35–40 лет (заболевания молодеют, особенно атеросклероз). Предпочтение — овощно-фруктовой и кисломолочной пище.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру