Рюриковичи мы

Историк Антон Горский: «Призвание на Русь опытных управленцев-варягов имело смысл»

Новгородский памятник «Тысячелетие России» когда-то был золотого цвета. На известной картине Виллевальде, запечатлевшей торжественное открытие монумента императором Александром II в 1862 году, колокол-держава сияет благородным светом. За 150 лет памятник потемнел, перенес разорение и реставрацию. И вот вновь стал главным символом торжества — осенью этого года Россия отмечает 1150-летие своей государственности. В город на Волхове по этому поводу съехались историки, социологи и политологи из 18 регионов и 12 зарубежных стран. Более двухсот ученых в течение трех дней спорили о прошлом, нынешнем и будущем России на научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века», организованной двумя крупнейшими университетами — МГУ и СПбГУ, Центром национальной славы России при поддержке администрации Новгородской области. Новгород для масштабной конференции был выбран не случайно — ведь именно на эти земли, согласно летописям, прибыл «родоначальник российской государственности» — Рюрик. Споры о том, откуда есть пошла земля русская, не утихают столетиями. Вот и на этот раз от количества версий и трактовок голова шла кругом. Разобраться в исторических нюансах российской государственности «МК» помог лауреат премии им. В.О.Ключевского, доктор исторических наук, профессор кафедры исторического факультета МГУ Антон Анатольевич Горский.

Историк Антон Горский: «Призвание на Русь опытных управленцев-варягов имело смысл»
Антон Горский.

— Антон Анатольевич, почему именно факт призвания варягов на славянские земли решили избрать в качестве отправной точки государственности России?

— Призвание варягов — это неточное обозначение. Речь идет о приглашении на княжение именно Рюрика. И произошло это, как значится в «Повести временных лет», в 862 году. Надо сказать, что образование государства — это, конечно, длительный процесс, и он не сводится к какому-то отдельному событию. При создании русской государственности вех было несколько. Самое раннее упоминание Руси в источниках датируется 839 годом. 860 год — поход русского войска на Константинополь, 862 год — приглашение Рюрика на княжение и 882 год — захват преемником Рюрика Олегом Киева.

— Почему же из всего этого разнообразия дат для истоков государственности избран именно приход Рюрика?

— Среди всех этих дат 862 год выделяется особенно. Хотя надо понимать, что сама эта дата условна. В «Повести временных лет» начала XII века ее составители реконструировали хронологию событий IX века, точно не зная дату призвания Рюрика. В другом памятнике письменности — так называемом «Начальном своде» конца XI века — это событие датируется 854 годом. Но вопрос точной даты — не главный. Главное, что Рюрик — и даже скорее его преемники — объединил под своей единой властью всех восточных славян и даже некоторые неславянские народности. Мы сейчас воспринимаем как само собой разумеющееся, что образовалось государство восточнославянских народностей под названием Русь. Но на самом деле это уникальное явление. Потому что в то же самое время формировались государства славян западных и южных. И хотя территорию они занимали меньшую, чем восточные славяне, там сформировалось по несколько государств. У восточных славян тоже еще до Рюрика шли процессы, ведущие к образованию государств. По летописям известно о существовании нескольких политических образований, имеющих тенденцию к появлению государства, — это район Киева для полян, район Новгорода — у словен и другие. И вполне могло все пойти так же, как у славян южных и западных, то есть образовалось бы несколько государств. Но заслуга Рюрика и его преемников именно в том, что образовалось единое государство и единый народ. И в XIX веке именно это обстоятельство дало основание для того, чтобы привязать дату тысячелетия России к этому событию.

— А зачем славянам, которые уже имели задатки государственности, потребовалось приглашать на княжение какого-то варяга, который умел только плавать на судах, воевать да брать дань?

— Возможно, это связано с тем, что Рюрик и его люди уже имели опыт государственного управления. По одной из версий, Рюрик, упоминаемый в «Повести временных лет», и Рерик, о котором сообщают франкские источники, — не просто тезки, а это одно и то же лицо. Между тем Рерик происходил из рода датских конунгов и долгое время служил франкским королям на территориях в устье Рейна. Это не могло не дать ему богатый опыт государственного управления, ведь Франкская империя, в свою очередь, переняла опыт государственного строительства у древней Римской империи. Так что приглашение на княжение такого опытного «управленца» имело смысл.

— Существует версия, что государство получило название Русь именно потому, что Рюрик и его братья были из племени русь. В «Повести временных лет» написано: «те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».

— Откуда взялось это название — вопрос очень сложный и, в общем, не решенный наукой. Действительно, по «Повести временных лет» варяги Рюрика происходили из некоего народа, называвшегося русь. Причем автор повести отделяет русь от других варягов — шведов, норвежцев. Но дело в том, что в Скандинавии такого народа, как русь, не существовало в раннее Средневековье. Во-вторых, в более раннем источнике — «Начальном своде» конца XI века — Рюрик представителем племени русь не называется, там просто говорится о варягах. То есть русью их называют уже позже — в начале XII века. Ведутся споры и об этимологии самого слова «русь». Есть версии, выводящие этимологию слова из древнескандинавского языка. Есть в этом названии определенное сходство с древнескандинавским глаголом «грести» — «родс». А русью называли, по этой версии, вначале не народ, а викингов-норманнов, которые приходили в Восточную Европу на гребных судах. Еще по одной версии слово «рус» восходит к ираноязычным народам. Есть и славянская версия происхождения этого слова.

— Между тем некоторые ученые связывают возникновение государства российского именно с появлением названия «русь», а потому полагают, что истоком нужно считать не начало княжения Рюрика — 862 год, а приход князя Олега в Киев, и, соответственно, появление Киевской Руси — 882 год.

— Опять-таки дата 882 г. условная, она есть только в «Повести временных лет». Событие это, безусловно, важное, потому что это было объединение раннего северного государственного образования с центром в Новгороде и южного — с центром в Киеве. Создалась своего рода ось государственной территории с севера на юг, по пути «из варяг в греки». И затем уже в течение Х века русские князья распространили свою власть на Восток и Запад в стороны от этой оси. Спор о том, какая веха для российcкого государства важнее, — чисто научный. Начало правления Рюрика — это приход династии, представители которой объединили всех восточных славян в единое государство. А приход Олега в Киев — это ключевое событие на пути этого самого объединения. Одно без другого не существует.

Картина Виллевальде: 150 лет назад памятник был золотого цвета.

— Во время научно-практической конференции в Новгороде довелось услышать и еще одну точку зрения, которая говорит о том, что ни Новгород, ни Киевская Русь, ни даже Московское княжество не могут считаться государством. А о появлении единого российского государства можно говорить только с XIV века.

— Ну тогда уж не с XIV века, а с конца XV, когда появляются названия Россия и Российское государство. Здесь вот в чем дело: государство с названием Россия в современном звучании формируется действительно позже — в конце XV века. Слово «Россия» восходит к названию «Русь» через посредство греческой формы. В Византии слово «Русь» звучало как «Рос» с долгим «о». А для названия государства добавлялось окончание. В XV веке, когда Московское государство уже начало осваивать византийское наследие, стали применять и это название. Конечно, в какой-то мере ту Древнюю Русь и Российское государство можно считать разными образованиями. Но существует и явная преемственность. Даже когда единое государство Русь, о возникновении которого мы говорили, в XII веке распадается фактически на отдельные земли, представление о некоем единстве, о том, что есть «князь всея Руси», сохраняется. И уже в эпоху ордынской власти над русскими землями на северо-востоке начинается процесс образования нового единого государства с центром в Москве. В конце XV века этот процесс в основном завершается, образование получает имя Россия. Это действительно не то же самое государство, что образовалось в IX–X веках, но это его преемник — и территориально, и в династическом плане. Потому что в Москве правила одна из ветвей Рюриковичей. Можно видеть преемственность и в идеологической конструкции этого государства.

— Считается, что одним из особых признаков российской государственности является приверженность к православию — и именно в византийской традиции. Между тем не раз доводилось слышать, что выбор Владимира в пользу той или иной религии был довольно спонтанным, он руководствовался чуть ли не какими-то личными предпочтениями. И склонялся даже к мусульманству.

— Нет, конечно, выбор не был спонтанным. Он был подготовлен предшествующей историей. Уже в начале IX века христианство в восточном варианте, которое позже получило название православия, проникает на Русь. И в кругах русской знати появляются христиане, в том числе и князья. Но альтернатива действительно была — рассматривали возможность выбора между восточным и западным христианством. Потому что вообще IX–X века — это время, когда многие народы Центральной, Восточной и Северной Европы принимали христианство. Большинство принимало по западному образцу, потому что Западная Римская церковь была более активной. При определенных обстоятельствах Русь тоже могла пойти по этому пути. Более того, княгиня Ольга, которая сама крестилась в Константинополе по восточному обряду, вынашивала планы крещения Руси по западному образцу. Но не получилось. И уже Владимир сделал выбор в пользу восточного христианства.

— Говорят, что выбор склонился в пользу Византии отчасти потому, что именно византийское христианство на тот момент было более сильным и нацеленным на имперскую власть.

— Нет, как раз наоборот — в то время западное христианство было более активным в сфере миссионерской деятельности. А связь восточного христианства с властью императора в тот момент для Руси значения не имела, потому что русские князья не обнаруживали никаких претензий на то, чтобы их власть была поставлена на уровень императорской. Такие устремления появляются только в XV веке, уже после падения Византийской империи. В Московском Российском государстве полагали, что императорское наследие Византии должно перейти ему как единственному оставшемуся православному государству.

— Некоторые ученые полагают, что как раз эта роль «наследника Византии» делает Россию «избранной» в историческом плане. То есть у нее есть особая духовная миссия в этом мире. Но есть еще «чаадаевская теория», что Россия в результате оказалась и не Востоком, и не Западом, а некоей «черной дырой», не способной к саморазвитию.

— Я думаю, что Россия ближе по развитию к Европе. Она формировалась как европейское государство. IX–X века — это время, когда образовывалось много государств в Северо-Восточной и Центральной Европе. Это и государства Скандинавии, и государства западных славян, и Венгрия. Формирование Руси шло на этом фоне. Другое дело, что позже был период, когда русские земли входили в систему монгольской империи, но все равно Русь оставалась ближе к Европе.

— То есть версия о том, что европейские идеологические ценности нам не свойственны, не совсем верна?

— В широком смысле Россия, конечно, принадлежит к европейской цивилизации. Но особенности нашего развития и наш менталитет всегда необходимо учитывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру