Инвалидам предоставят сопровождающих и помогут разобраться с указателями

Директор департамента Минтруда Григорий Лекарев рассказал, как реализуется программа «Доступная среда»

1 апреля 2014 в 13:44, просмотров: 2934

Три года назад в стране стартовала программа «Доступная среда», призванная создать максимально комфортные условия жизни для инвалидов. И условия эти, пусть и не так быстро, как хотелось бы, все же создаются, говорят в Минтруде. О том, что еще осталось сделать, чтобы окружающая среда стала для инвалидов действительно безбарьерной, и почему одними только пандусами и тактильной плиткой здесь никак не обойтись, корреспонденту «МК» рассказал директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорий Лекарев.

Инвалидам предоставят сопровождающих и помогут разобраться с указателями
фото: Геннадий Черкасов

- Григорий Григорьевич, что изменилось в жизни инвалидов с тех пор, когда в 2011 году была утверждена госпрограмма «Доступная среда»?

- В первую очередь, начало меняться отношение к людям с инвалидностью. Так говорят сами инвалиды. Мы каждый год проводим социологические замеры – нам крайне важно знать, как сами инвалиды оценивают изменение отношения их родственников, соседей, сослуживцев к человеку с инвалидностью. Раньше этот показатель был не очень высоким, а теперь количество людей, которые дружелюбно относятся к инвалидам, составило 41% от опрошенных. Это люди, которые с точки зрения самих инвалидов не только понимают их проблемы, но и своими силами стараются помочь в преодолении барьеров. Пожалуй, это самый важный результат госпрограммы.

- То есть по подсчетам Минтруда России люди стали отзывчивее к нуждам инвалидов?

- Это не только наше мнение. Независимые исследования, результаты которых обсуждались Общественной палатой, подтвердили, что за последние два – три года (это как раз срок реализации программы «Доступная среда») произошел качественный сдвиг в отношении общества к проблемам инвалидов.

- Понятие «проблемы» инвалидов звучит несколько размыто…

- Это системные исследования, которые проводятся специалистами по множеству совершенно конкретных параметров. Я напомню, что «Доступная среда» - программа двухэтапная. Первый этап был методическим, а второй, который идет сейчас, - это практическая реализация мероприятий. Именно сейчас люди видят, что действительно изменяются пешеходные переходы, пусть и не везде появляются правильно организованные пандусы, дети-инвалиды начинают ходить в адаптированные школы и реально приспосабливаются к окружающей среде. Люди эти изменения ощущают и начинают переосмыслять свое отношение к проблемам инвалидов.

- Для некоторых инвалидов просто выйти из дома – это уже приключение из разряда экстремальных. Окружающая среда по отношению к ним зачастую агрессивна. Какие меры в рамках «Доступной среды» предпринимаются и что еще запланировано сделать для того, чтобы окружающая среда стала дружественной к людям с ограниченными возможностями здоровья?

- Каждое запланированное мероприятие мы согласовываем с представителями общественных организаций инвалидов. С их помощью мы корректируем наш курс. Сначала мы вместе разрабатывали программу: заложили принципы, идеологию. И теперь, на этапе реализации программы, мы не теряем контакт с организациями инвалидов. Ведь никто лучше не знает, что нужно инвалиду, чем он сам. К сожалению, одномоментно, все здания приспособить под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья невозможно, поэтому с участием общественных организаций инвалидов выбираются в первую очередь наиболее востребованные инвалидами объекты. Это могут быть вокзалы, аптеки, музеи и др. Обследованные и приспособленные для инвалидов объекты отражаются на карте доступности объектов и услуг для инвалидов.

- А где инвалиду можно ознакомиться с этими картами доступности?

- Карты доступности размещаются в свободном доступе на интернет-портале «Жить вместе», созданном в рамках программы «Доступная среда». Помимо карт, на нем можно найти другую важную информацию для людей с инвалидностью.

- Расскажите о принципах, на которых базируется госпрограмма.

- Мы исходили из того, что критерии доступности нужно формировать во всех сферах жизни. Но в реальности сделать это одномоментно оказалось невозможным. Поэтому предусмотрены определенные этапы: что и в какой последовательности мы делаем. Кроме того, у людей в отношении инвалидов сформировался упрощенный образ. При слове «инвалид» все сразу представляют себе инвалида-колясочника. А на самом деле безбарьерная среда должна охватывать все формы инвалидности. Это и колясочники, и «опорники», то есть те, кто колясками не пользуются, но испытывают затруднения в процессе передвижения. К тому же в нашей стране большое количество инвалидов по зрению и слуху. Для всех этих людей нужны специфические приспособления. Поэтому главный принцип, сформированный программой – это подход, учитывающий все многообразие сфер жизни и проблем людей с ограничениями по здоровью.

- А в регионах такой комплексный подход обязателен?

- Да. Это одно из условий программы. Если регион участвует в «Доступной среде», он не может ограничиться только установкой пандусов или закупкой низкопольного общественного транспорта. Все элементы должны быть реализованы в комплексе. Это меры в области образования, здравоохранения, связи и информации, транспорта. Минтруд эти мероприятия софинансирует после согласования с общественными организациями инвалидов. То есть деньги из бюджета идут только на то, в чем инвалиды действительно нуждаются.

- Расскажите подробнее о мерах, реализуемых в сфере транспорта.

- В первую очередь это закупка низкопольного транспорта. Также необходимо приспособить аэропорты, вокзалы, для нужд людей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь важно не замыкаться только на архитектурных решениях. Пандус – да, необходим, но помимо этого инвалид должен получить услугу на том уровне, который будет для него наиболее комфортным. Например, проход к стойке информации или кассе на вокзале должен быть такой ширины, чтобы колясочник смог спокойно проехать. А сама стойка информации должна быть на низком уровне, а также оборудована тактильными указателями, громкоговорителями и микрофонами. Кроме того, инвалиду необходимо предоставить сопровождающего. Это даже не вопрос инфраструктуры. Это уже вопрос организации бизнеса.

- Ну а как можно адаптировать метро для инвалидов?

- Московское метро адаптировать очень сложно. Столичная подземка строилась в разные эпохи, у нее очень сложная архитектура. Кроме того, есть станции глубокого залегания. Туда крайне сложно подвести необходимую для инвалидов инфраструктуру. А вот у Татарстана есть положительный опыт дооборудования метрополитена: в казанском метро были установлены специальные лифты для инвалидов, нанесена тактильная разметка, проведены другие мероприятия по организации доступной среды на данном виде транспорта.

- В сфере культуры и образования, наверное, министерство тоже проводит масштабные мероприятия?

- Конечно. Опять же, нельзя все сводить к архитектурной адаптации. Необходима специальная подготовка экскурсоводов для этой особой аудитории. Кроме того, экспонаты тоже нужно приспосабливать. Мы поддерживаем запись специальных аудиогидов, формирование 3D-моделей картин и скульптур. С их помощью слепые могут ознакомиться с произведениями искусства тактильно. Кроме того, повсеместно начинают использоваться рельефно-тактильные указатели со шрифтом Брайля. В сфере связи и информации основная мера – это скрытые субтитры. Многие не знают этого, но на каждом пульте управления современным телевизором есть кнопка, с помощью которой можно вызвать бегущую строку – субтитры. Кстати, такие же бегущие строки начинают использовать театры. Здесь важно соблюсти принцип универсального дизайна, чтобы строка с текстом не мешала тем, кто в ней не нуждается.

- А есть ли какие-нибудь новые, пока еще не испробованные на практике разработки?

- Да. Заканчивается разработка нового аппаратно-программного комплекса. Он позволит в онлайн режиме переводить русскую речь в бегущую строку. Это станет большим подспорьем для тех случаев, когда телепрограмма или новостной выпуск транслируется, что называется, с колес.

- Сфера образования – это отдельная проблема. Что сделать, чтобы ребенок-инвалид мог ходить в обычную школу и при этом не рисковал получить как минимум психологическую травму?

- Очень важен инклюзивный подход. Необходимо специально готовить педагогов, закупать оборудование, позволяющее инвалидам осваивать школьные программы наравне со сверстниками, но с учетом их особых потребностей. Например, детям с ДЦП трудно использовать обычные компьютерные клавиатуры, а слабовидящих нужно обеспечить специальными мониторами. Комплекс мер действительно очень обширный. Но самое главное, люди должны понимать, что это не какая-то разовая дополнительная льгота, а системное решение в определенной сфере.

- Вопрос, которым, наверное, хоть раз задавался каждый. Как правильнее называть инвалида, чтобы не обидеть его? Все-таки инвалидом или «лицом с ограниченными возможностями»?

- Сами инвалиды настаивают на том, чтобы их называли именно инвалидами. В этом слове нет дискриминации. А если говорить об «ограниченных возможностях», то необходимо добавлять «здоровья». Ведь инвалид не может использовать лишь какую-то физическую функцию. Его возможности, как и любого другого человека, все равно безграничны. И лучшее тому доказательство – наши герои-паралимпийцы.

 



Партнеры