Показания выжившего пилота “Ми-171”: “Причина аварии — отказ двигателя”

“МК” стали известны первые результаты расследования VIP-катастрофы на Алтае

Катастрофа вертолета на Алтае, во время которой погибли высокопоставленные чиновники и члены экипажа судна, не оставила равнодушным никого. Но после первого шока возникло множество вопросов: как такое могло произойти, все ли правильно делали летчики, как себя вели пассажиры, насколько законной была охота? Во всем этом попытались разобраться корреспонденты “МК”. И на многое пролил свет официальный рапорт выжившего второго пилота Максима Колбина, оказавшийся в распоряжении редакции.

Спасение

Показания Максима Колбина:

“9 января в 13.30 произошло падение вертолета. Оно продолжалось 2—3 секунды. В это время я находился в грузовой кабине. Я думаю, что причина аварии кроется в отказе двигателя. На какое-то время я потерял сознание, затем очнулся. Я стал искать тех, кто остался в живых. Обнаружил в фюзеляже Анатолия Банных, который практически не пострадал, а также тяжелораненых Виктора и Николая, фамилии которых я не запомнил. В этот день мы остались ночевать у вертолета. У нас был запас дров, нам удалось установить брезентовую палатку и обогреть ее. Хотя аппетита и не было, но мы съели кое-что из н/з. Наутро вместе с Анатолием Банных мы отправились на гору, откуда подавали сигналы о помощи. Видели один вертолет и один самолет, которые, похоже, нас искали, но наши сигналы они не заметили и улетели восвояси. После того как стемнело, вернулись к вертолету, где и заночевали. Палатка за день повредилась, запас дров подходил к концу. Место аварии выглядело просто ужасающе: трупы людей, обломки вертолета и нашего снаряжения. Мне удалось найти неповрежденный бинокль. С утра вместе с Анатолием Банных мы снова поднялись на гору Черная, чтобы нас заметили. В 11 утра я увидел с горы две избушки и решил двинуть к ним. Домики оказались пустыми, но я продолжил движение в поисках людей. Через некоторое время я встретил пограничников на снегоходе”.

В спасении людей главную роль сыграли пограничники Алтая. Как рассказала “МК” пресс-секретарь пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай Елена Бежак, успех ждал команду из Солонешенского погранотделения (так теперь называются погранзаставы). Старший прапорщик Бедин и сержант Ахмедов прочесывали вверенную им местность. Внезапно они обнаружили человека, стоящего в снегу по пояс и взывавшего о помощи. Им оказался Максим Колбин. Он отошел от места аварии вниз по течению реки Каланегир. Летчик указал место аварии. Самого Максима доставили снегоходом на заставу, где напоили чаем. На место трагедии через некоторое время спустился вертолет МЧС, который и забрал выживших в поселок Акташ. Затем их переправили в больницу Барнаула.

Выжили те, кто находился в хвосте вертолета, поскольку после остановки лопастей и вертикального скольжения вниз нос машины буквально был расплющен, а потом уже началось медленное падение по склонам ущелья. Те, кто вылетел из вертолета, погибли. Опытный летчик Владимир Пидопригора был буквально разрублен лопастями. Эксперты считают, что он сидел в кабине справа. У Бориса Белинского и Николая Капранова — переломы и сильное обморожение. Так, у эксперта-экономиста Капранова сломана нога и очень обморожено лицо. К тому же он находился на морозе практически без движения. И это при весе более 120 кг.

Охота

Прежде всего вызывает много вопросов сама охота. Александр Косопкин был заядлым охотником и постоянно пытался добыть все новые и новые трофеи, конкурируя с другими известными в этой сфере людьми. В этот раз он отправился за горными баранами. Поэтому, видимо, вертолет и летел в сторону Монголии. Дело в том, что на территории России стрелять алтайских горных баранов (аргали) запрещено, так как они занесены в Красную книгу. А вот на территории соседней Монголии на них охотятся. Возможно, охотники и направлялись к границе, где надеялись найти редкого барана. Потому-то на борту и находился главный охотовед Республики Алтай. По словам наших экспертов, охота предполагалась прямо с вертолета, что профессиональные охотники не считают правильным. Как и закон.

СПРАВКА "МК"

Сезон охоты на косулю сибирскую, на сибирского и горного козлов в Республике Алтай продлен до 15 января. Добыча охотничьих животных осуществляется на основании именных разовых лицензий, выдаваемых управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай. Количество лицензий ограничено, они выдаются на добычу определенного количества животных. Запрещается применение автомототранспортных средств, гужевого транспорта, воздушных судов для преследования и добычи любых видов диких животных.

Охотники могли засечь животных в горах и в азарте преследования нарушить правила полета. А пилот потом просто не справился с управлением, когда у открытого люка сгрудились все пассажиры и машина вильнула. Сложный рельеф горного ущелья только усугубил и без того сложную ситуацию, и произошло столкновение.

Следствие

У следствия три основных версии случившегося. Во-первых, это ошибка пилотов. Однако компания “Газпромавиа”, которой принадлежит летательный аппарат, категорически отвергает обвинения и говорит, что у них работают только самые высокопрофессиональные пилоты. Второй возможной причиной падения “Ми-171” называется снежная буря, которая в этих местах не редкость. И, в-третьих, говорится о возможном отказе двигателя, вызванного некачественным топливом. 

По данным “МК”, все вертолеты компании “Газпромавиа” проходят ремонт на одном из заводов Энгельса. И компания не скупится на ремонт. Но это не дает гарантию, что все оборудование на вертолеты ставят так, как положено. По документам может проходить одно, а на деле — другое. Кроме того, одним из факторов катастрофы могло стать и то, что в отличие от военных вертолетов в “Газпромавиа” экипажи не были закреплены за определенными вертолетами, а следовательно, не знали досконально машины и их особенности.

— Версия, по которой вертолет упал якобы из-за того, что был заправлен некачественным топливом, маловероятна, — считает эксперт “МК”. — Во-первых, авиакеросин проходит серьезный контроль. Во-вторых, если бы “Ми-171” был заправлен некачественным топливом, у вертолета отказали бы сразу два двигателя, а не один. (Кстати, эту версию специалисты исключают еще и потому, что именно этим топливом позже заправлялись все вертолеты, принимавшие участие в поисках.) То, что после аварии с борта вертолета не поступило ни одного сигнала SOS, наводит на мысль, что произошло столкновение с горой, а не падение.

— Очевидно, летчики вместе с высокопоставленными чиновниками полетели искать поляну для посадки, — говорит второй эксперт. — Нашли удобное место. Здесь важно выяснить, где во время полета находился самый высокопоставленный пассажир. Если он стоял за летчиком, значит, пилот выполнял его указания и забыл про аэродинамику вертолета. Вертолет, движущийся с поступательной скоростью, притормозил, и ему не хватило высоты, чтобы уравновесить подъемную силу. Такие ситуации происходят достаточно часто, и опытные летчики в принципе могут справиться с такой задачей.

С топливом тоже не все так просто. Могли недолить или вообще забыть про т.н. жидкость “И”, которую используют для того, чтобы топливо было морозостойким (жидкость “И” растворяет воду, которая всегда присутствует в топливе). Таким образом, наличие льда в топливе могло закупорить топливный фильтр, что впоследствии привело к отказу двигателя.

Сигнал SOS скорее всего летчики просто не успели подать, так как авария произошла неожиданно. Радиоволны в горах не распространяются. В этом случае их могли принять только вертолеты, пролетавшие сверху над “Ми-171”.

Похороны и экспертиза

Вчера вечером самолет МЧС вылетел в Москву. На него погружены спецтехника, которую транспортировали для поисково-спасательных работ, и эвакуированный с места происшествия “Ми-171”, который вертолетом “Ми-26” доставили из Горно-Алтайска в аэропорт Барнаула.

Вчера утром собравшиеся после новогодних каникул депутаты Госдумы и сотрудники аппарата, войдя в фойе здания на Охотном Ряду, натыкались сразу на два портрета в траурной рамке: полпреда президента в нижней палате парламента Александра Косопкина и референта аппарата Госдумы Сергея Ливишина. Читали некрологи, сокрушенно качали головами и, вздохнув, отходили... На президиуме фракции “Единая Россия” обсуждался вопрос о том, когда и как смогут депутаты проститься с погибшими в авиакатастрофе на Алтае. Позднее спикер Борис Грызлов сообщил журналистам, что было решено дать возможность всем желающим побывать на панихиде, которая состоится в среду утром в ритуальном зале Центральной клинической больницы. Сам спикер намерен быть там в 8.30 утра, а потом вернется в Думу, где в 10.00 начнется первое пленарное заседание весенней парламентской сессии.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Число погибших в авто- и авиакатастрофах в России (1999—2008 гг.)
Год       ДТП         Авиа
1999     29 000    43
2000     29 594    20
2001     30 916    218
2002     33 243    267
2003     35 600    106
2004     34 500    108
2005     33 000    56
2006     32 700    318
2007     33 308    26
2008     24 200    133*
*(предварительные данные)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру