Москва будет принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году, а до этого в городе планируется провести мировое первенство по легкой атлетике (2013 г.) и Кубок конфедераций по футболу (2017 г.). Для столичных властей это двойное испытание, поскольку гостей нужно обеспечить не только спортивными сооружениями, но и местами в гостиницах, а также беспрепятственным доступом к местам соревнований. Неудивительно, что грядущие первенства в горадминистрации рассматривают в первую очередь как инфраструктурные проекты. «К строительству и реконструкции стадионов мы подходим комплексно, делая акцент на транспортной и инженерной составляющей, поскольку именно эти направления входят в компетенцию городских властей», — говорит глава стройкомплекса.
Действительно, стадионы «Спартак», ЦСКА и «Динамо» находятся в собственности частных структур, перед которыми поставлена задача обеспечить их готовность к спортивным мероприятиям мирового уровня. И только олимпийский комплекс «Лужники» на 75% принадлежит и управляется городом. В конце лета на его территории окончательно прекратила работу вещевая ярмарка, и теперь столичные власти думают, как дальше развивать свой спортивный актив. Международная консалтинговая компания Colliers International предложила чиновникам отважиться на масштабную реконструкцию комплекса общей стоимостью 65 млрд. руб. Из них 22,47 млрд. руб. — это цена реновации Большой арены (Моспроект-4 ранее предлагал проект за 40 млрд. руб.), вместимость которой должна быть увеличена до 85 тыс.человек. 12,8 млрд. руб. пойдут на реконструкцию других спортивных сооружений «Лужников» и строительство новых объектов. 15,87 млрд. предлагается направить на создание зоны массового фитнеса с дворцом спорта, бассейном, легкоатлетическим полем, фитнес-клубами и салонами СПА. После того как программу реконструкции одобрит совет директоров ОАО «Лужники», она будет передана в правительство Москвы для обсуждения параметров и экономики проекта.
Хотя строительство и реконструкция стадионов к ЧМ-2018 должны финансироваться при содействии федерального бюджета, на большие субсидии Москве рассчитывать, по всей видимости, не приходится. По данным Минспорттуризма, государство намерено возмещать регионам не более трети понесенных затрат, и только исходя из стоимости сооружений экономкласса, которая определена в размере 5 тыс. долларов за одно зрительское место, тогда как реновация БСА, по расчетам консультантов, обойдется как минимум в 9 тыс. долларов. При таких расчетах основная финансовая нагрузка падет на столичный бюджет, а к этому городские власти пока не готовы.
«В ближайшее время глобальной реконструкции „Лужников“ не предполагается», — заявил «МК» глава Департамента физкультуры и спорта Алексей Воробьев. По его словам, наиболее реальной частью концепции на сегодняшний день является деление «Лужников» на зоны, а также развитие массового спорта. «Мы хотим открыть вход со стороны спорткомплекса „Дружба“ и тем самым создать возможность для кругового движения по территории на роликах и велосипедах», — сообщил он. Кроме того, из имеющихся в «Лужниках» сооружений будут выведены все непрофильные структуры. Их место займут организации, имеющие непосредственное отношение к спорту, в частности, штаб по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года.
По словам Воробьева, власти не будут браться за реконструкцию Большой спортивной арены в «Лужниках», пока не получат окончательных требований от ФИФА. «Пока мы не заглядываем дальше мирового первенства по легкой атлетике, которое состоится в 2013 году. Для этого нужно провести замену покрытия поля и обновить трибуны», — сообщил он. В госпрограмме «Градостроительная политика» говорится, что разработка проекта реконструкции «Лужников» намечена на
Проект застройки Тушинского поля включает спортивную арену на 12 тысяч мест, гостиницу, торгово-выставочный комплекс, дворец водных видов спорта и центр хоккея с двумя ледовыми площадками. Внешний вид стадиона «Спартак» никак не изменился с момента утверждения на градостроительном совете при экс-мэре Москвы. Это будет шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун, построенное на металлических сваях. Инвесторы оценивают стоимость арены в 12 млрд. руб., однако, по мнению источника «МК» в стройкомплексе, расчеты явно завышены. «Они хотят, чтобы город по максимуму вложился в сооружение транспортной инфраструктуры, в первую очередь станции метро», — говорит он.
В законсервированном виде станция «Спартак» существует с середины
Развитие ЦСКА также не ограничится одной ареной, рассказали «МК» в Москомархитектуре. В планах футбольного клуба помимо стадиона на 30 тыс. зрителей значатся детско-юношеская спортивная школа, гостиница, музей ЦСКА, многоуровневая парковка и башня «гипар» (гиперболический параболоид), в которой будет расположен бизнес-центр. Проект был разработан еще в 2005 году, но с тех пор не устарел, уверяет главный архитектор города Александр Кузьмин. «Предложено очень симпатичное решение. Все стадионы у нас круглые, а этот будет прямоугольный», — отмечает он. Владельцы ЦСКА обещали возобновить строительно-монтажные работы на площадке весной 2011 года (до этого арена не строилась сначала из-за кризиса, потом из-за тяжб с Минобороны, являющемся владельцем участка), но градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) при мэре Москвы выдала ГПЗУ, т.е. разрешение на строительство, только 20 октября. По сравнению с 2005 годом в проекте изменилась только одна деталь: шар над офисной башней сочли слишком дорогим удовольствием и убрали из чертежей.
Также на ГЗК был рассмотрен проект строительства нового спорткомплекса на месте «Динамо». С момента презентации проекта летом 2010 года чиновники говорили о том, что футбольная арена не должна затмевать историческую доминанту этой территории — Петровский путевой дворец, а масштабы прилегающих к ней объектов — снижены. Наконец такое решение было принято. «Объемы строительства сокращаются за счет коммерческих площадей в самих спортивных объектах и в прилегающем комплексе», — говорит Марат Хуснуллин. По данным «МК», сокращение составило порядка 100 тыс. кв. м. Кроме того, из проекта убрали офисную функцию (ранее рядом со стадионом был запроектирован бизнес-центр площадью 68 тыс. кв. м), сохранив гостиницы и зону апартаментов.
Все инфраструктурные решения по арене «Динамо», которая суммарно будет вмещать 60 тыс. зрителей (45 тыс. на основном стадионе и 15 тыс. на баскетбольно-хоккейной площадке), уже приняты, подчеркивают в горадминистрации. Разработана и ждет своего часа новая схема организации движения, предусматривающая подъезды к спортивным сооружениям и выезд с парковки на Ленинградский проспект. Поскольку большая часть зрителей, по планам чиновников, будет добираться на спортивные мероприятия на метро, к 2015 году вблизи стадиона должна появиться новая станция — «Петровский парк», которая войдет в состав Третьего пересадочного контура и будет иметь переход на Замоскворецкую линию.