Наш атлет Чемберлену

Дмитрий ЛЮБИМОВ, корреспондент отдела спорта

«Допинг принимают не по глупости. По глупости — попадаются». Эту формулировку услышит любой, кого признают в спортивной тусовке хотя бы немного своим. Не называя конкретных имен, не приводя подозрительных примеров.

Дмитрий ЛЮБИМОВ, корреспондент отдела спорта

Едят, пьют и колют — будут есть, пить и колоть. А те, кто охотились — будут охотиться и дальше. Такова подноготная гонки вооружений, а именно ей стал спорт конца XX – начала XXI века, как только он стал доходным бизнесом. Не охотились за кровью атлетов, пока они были любителями (хотя аббревиатура международной легкоатлетической федерации и несет этот атавизм), не изучали под лупой биатлонистов, пока кого-то не осенило, что лыжи с ружьем идеально показывать по телевизору и зарабатывать деньги. А как только королева спорта обзавелась «золотыми», «бриллиантовыми» и прочими лигами из драгметаллов — стало ясно, что на гаревой дорожке все средства хороши.

Известно, что обладающий лицензией спортсмен из любой точки планеты обязан докладывать в ВАДА и региональные антидопинговые департаменты почасовые графики своего передвижения на месяцы вперед, а отступая от планов — сообщать об этом. И может быть, к вам придут домой, на дачу, в гостиницу и даже «к тетке в глушь, в Саратов». А может быть, и не придут. Не важно, Во внесоревновательной жизни должен сработать вечный страх быть пойманным за руку. На турнирах же процедура взятия проб обязательна для всех призеров и заработавших зачетные баллы.

Почему атлетика?

Легкая атлетика — обобщающее понятие, включающее в себя беговые/ходовые виды, технические (прыжки, толкание, метание), комбинированные (бег с барьерами, стипль-чез) дисциплины и многоборья. Единым допингом никто не пользуется. Например, спринтеру на дистанциях от 100 до 400 метров совершенно не нужен известный всему миру гормон почек эритропоэтин, а вот в более длинных забегах он и другие гликопротеины способны дать преимущество. Вместе с тем, как и любой стимулятор деления клеток, он способен стимулировать развитие раковых клеток. Именно эти особенности выводят допинг из разряда жульничества в ранг угрозы глобальной безопасности, ибо спорт высших достижений есть самая эффективная реклама здорового образа жизни.

Легкоатлетический скандал начался не на прошлой неделе с арестом экс-главы Ламина Диака, а 10 месяцев назад в связи с массовой дисквалификацией представителей медальной кузницы российской атлетики — спортивной ходьбы. Но подобно разгорающемуся вулкану, он грозится затмить по масштабам беды, постигшие весь мир штангистов (оправившись, тяжелая атлетика начала жизнь с чистого листа и аннулировала все прежние рекорды) или шоссейных велогонок, безуспешно пытающихся смыть с себя позорное клеймо. Но в объективе теперь — одна Россия и ее легкая атлетика. Почему — вопрос второй. Как такое допустили?

Беда Всероссийской федерации легкой атлетики такая же, как у Россия-матушки - в необъятных размерах. Не помню точно, где прочитал тезис об «удельных княжествах» под крылом ВФЛА, но попадание - не в бровь, а в глаз: достаточно вспомнить ходоков из Саранска. Таких центров подготовки по стране множество, спортсменов готовит целая цепочка тренеров — от личного до главного. А сколько людей в системе! И в разговоры о том, что «атлету подсыпали порошок, а он и не знал», давно не верится. Это просто «не по понятиям» нашего времени, когда от атлетов не скрывают даже самые неприятные диагнозы, а на тренировочной базе уже не проверяют за дверью — соблюдает ли подопечный режим сна! Спортсмены идут на нарушение правил игры осознанно и с уверенностью, что не будут уличены в этом, точно так же как во власти с сознанием безнаказанности воровали и будут воровать. Потому что они в такой же цепочке. Не согласен — значит, ты бросаешь вызов системе.

Мой собеседник, хорошо знакомый с ситуацией и заслуживающий доверия, приводит примеры лекарств, идеально усваивающихся и не оставляющих следов уже на третий день после приема, так что отпадает необходимость в очистке коварными диуретиками. В числе таких — природный соматотропин (GH1), проще говоря гормон роста, стимулирующий в том числе развитие мышечной массы и укрепление костной ткани. После допинговой «прокачки» нарушитель сообщает допинговым агентствам о поездке в N-ское село N-ского уезда N-ской же губернии, где недомогает троюродная бабушка. Туда инспектор ВАДА с пустой пробиркой все эти три дня и будет добираться на кобыле, а скорее всего плюнет и свернет обратно. Договоры соблюдены. Но вы же понимаете, когда нарушаешь закон, всегда есть риск попасться. Этот простой пример — не об одной только России.

Запретить и обидеться?

В целях борьбы за употребление допинга теперь предлагают даже сажать в тюрьму. Давайте тогда строго накажем собственные почки с печенью или гипофиз, вырабатывающие собственный допинг! Если уж вводить ответственность, то не в падая в крайности. Простой пример. Летчик, выпивший бокал игристого в честь нового года перед рейсом и летчик, отмечающий праздник в семейном кругу, делают одно и то же. Но один — преступник, а другой — нет. Или вот еще одно абсурдное предложение: расширить перечень лекарств, отпускаемых по рецепту. Что получается, в эпидемию гриппа за каждым невинным иммуностимулятором или каплями от насморка мы будем простаивать не только в аптеке, но и перед врачебным кабинетом? А откуда мы возьмем столько терапевтов? И когда на работу ходить будем?

А пока руководящие органы спорта — в панике, но продолжают кивать на антироссийские происки Запада. Времени для ответа на обвинения WADA осталось совсем немного. Но принять условия обвинения — допустить стратегическую ошибку, в конце концов в борьбе с допингом существует двоичная система — положительная или отрицательная проба. Поскольку ни ту, ни другую нам не продемонстрировали, то два немецких фильма и расследования Интерпол пусть оставят для кинофестивалей или остросюжетных романов. А вот агрессивное поведение тоже чревато последствиями: российская команда на пороге квалификационного отбора на Олимпиаду-2016, и временное отстранение наших спортсменов от соревнований под эгидой ИААФ через дисквалификацию ВФЛА будет болезненным, но не смертельным (болгарский штангисты и финские лыжники через «чистилище» проходили). Другое дело — наши встанут в обиженную позу и отзовут всю олимпийскую команду, устроив акцию протеста под названием «Лос-Анджелес. Продолжение». Вот это станет настоящей катастрофой для целого поколения спортсменов.

Новый президент ИААФ Себастьян Коэ за неделю до скандала посещал Москву с дружеским визитом.

Вслед за скандалами атлетов опять всплывет чемпионат мира по футболу-2018, с которым вроде все, за исключением Англии, вроде как согласились. А еще можно покопаться в зимних Играх в Сочи (как получили и как взяли 13 золотых), недавнем чемпионате мира по водным видам спорта в Казань и (внимание!) московском чемпионате мира 2013 года по легкой атлетике, право принять который Россия получила при экс-президенте ИААФ Ламине Диаке, которому предъявлены серьезные обвинения в получении взяток. В кулуарах поговаривают, что расследование деятельности президента-долгожителя изначально велось с целью нанесения удара по российской легкой атлетике. Не в лучшем настроении явно пребывает и новый глава организации Себастьян Коэ. Мало того, что он был заместителем Диака (а значит, не мог быть в стороне), так неделю назад еще и в Москва засветился! Да, повезло ведь предшественнику Диака Примо Небиоло умереть на посту! Он-то не стал свидетелем разоблачения плеяды звезд, блиставших в отпущенное ему время. А вот живым, возможно, не поздоровится: лавина разоблачений, накрывшая российскую атлетику, накроет за компанию их самих.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру