Как “пришить” старушку?

Наши фигуристы ограничились в Европе “серебром”

  Чемпионат Европы в Варшаве безжалостно ткнул пальцем в самые слабые места российской сборной фигуристов перед первенством мира. Но, ткнув туда, выводит Россию на новую дорогу. Потому что вперед, как показала практика, есть кому идти. И про олимпийских кумиров, не решивших еще свою судьбу, в пылу борьбы никто не вспоминал.
     
     Несколько лет назад я назвала одного фигуриста разгильдяем — было очень обидно, что ярко выраженный талант никак не может раскрыть свой потенциал в нужное время в нужном месте. Я не была первой, кто сожалел об этом. Специалисты не скрывали, что проблемы фигуриста не только в травмах, смене тренера, но и в недостаточной работе над собой. На следующий день в редакционную телефонную трубку кричала разъяренная мама спортсмена: “Как вам не стыдно, а вы знаете, как он мучается, а вы знаете, как у него болела нога!” — и так далее. И стало ясно, почему талант недорабатывает на тренировках. Отсутствие повышенной требовательности к себе, которое идет от завышенной самооценки и нахождения причин для оправданий, не приводит к пьедесталу, а раз за разом уводит от него. Олимпийский чемпион Евгений Плющенко как-то по этому поводу заметил: “На мне вообще живого места нет, и что — теперь кричать об этом на каждом углу? А кто бороться будет?”
     Елена Соколова стала в Варшаве седьмой и, прямо скажем, далековато ушла от пьедестала, который в былые годы российские фигуристки просто считали своей собственностью. Была вновь недовольна — вновь не собой, судейством. Последний раз этот сюжет наблюдался на чемпионате России в Мытищах, когда Соколова заявила, что судьям дан приказ “душить старушек”. Ей посоветовали внимательно посмотреть, какое количество ошибок она совершила.
     В Варшаве, сорвав короткую программу, Лена вроде бы неплохо справилась с произвольной. Но “неплохо” для нее сегодня — значит без падений. Отсутствие скорости, недостаточный уровень сложности дорожек и вращений, где нечисто исполненный, а где и недокрученный прыжок не дали возможности судьям оценить Лену так, как она, судя по ее вновь удивленному лицу, хотела бы. Арбитры, может быть, и хотели помочь опытной и симпатичной фигуристке, но физическая форма Лены видна невооруженным глазом. Да и выступает она в этом сезоне не первый раз, чтобы сделать скидку на какую-то травму. Так что щадить Лену не за что. Приходится только судить — и хочется это сделать, как и тренер Виктор Кудрявцев, двумя словами: тренироваться надо. Соколова действительно выглядит старушкой, но не по возрасту, опыту и заслугам, а по уровню катания. И перед Японией ей надо задуматься о том, как “пришить” в себе эту старушку. Лена знала, что выступает лидером сборной, что две дебютантки турнира — Ксения Доронина и Александра Иевлева — могут не справиться даже с задачей войти в десятку сильнейших европейских фигуристок, и все равно профукала чемпионат. Именно ее седьмое место — Саша Иевлева практически выполнила свою задачу, став одиннадцатой, — привело Россию к потере одного места на следующем чемпионате Европы, на него поедут только две фигуристки.
     Потерялась в Варшаве юная Доронина, даже не выступала в произвольной программе — не каждый в 16 лет умеет вовремя взять себя в руки, но вот Саша боролась. Не все, что может, она сделала в Польше, но видно было, что рвется вперед, даже из последних сил. И, между прочим, улучшила свой результат в произвольной программе аж на одиннадцать баллов.

Власть оборотов

     Путь к пьедесталу, конечно, бывает разный. Врываются на него с первого раза и надолго закрепляются немногие. В основном — набивают шишки. Каролина Костнер, которая нынче стала чемпионкой Европы, впервые, например, почувствовала на себе “золото”, несмотря на то что опыта уже ей не занимать. О взлетах и падениях Брайана Жубера уже сказано немало. И нельзя сказать, что француз выиграл чемпионат с блеском, с которым, например, выступал на Кубке России несколько месяцев назад, — с тремя четверными прыжками в произвольной программе. Хотя и пришлось ему немного напрячься — двадцатилетний чех Томаш Вернер вдруг погрозил Агенту-007 шаловливым пальцем в короткой программе и занял там первое место. Жубер сделал выводы и спокойно, без лишних четверных откатал свою произвольную программу. Прыткий Вернер запрыгал на второй ступеньке пьедестала, а на третьей пытался вернуть себя в чувство бельгиец Кевин ван дер Перрен, который подарил стране первую в ее истории медаль европейского чемпионата. (К слову, о том, как идут к победам: Кевин начинал с 28-го места на чемпионате Европы.) Хотя смело можно сказать, что третьих мест в Варшаве у мужчин было два — белорус Сергей Давыдов, ученик Елены Чайковской и Владимира Котина, уступил бельгийцу 0,07 балла. Наверное, это самый большой кошмар для тренеров и спортсмена, который только можно придумать после блестящего выступления!
     Кошмарное же состояние после тяжелого во всех отношениях выступления наших Андрея Грязева и Сергея Добрина молодые люди придумали для себя и наставников сами. Такие провалы могут объяснить, наверное, только сами фигуристы и их тренеры, да и то не сразу. Единственное, о чем подумалось сразу, так это о том, что будет жаль, если и того, и другого по результатам выступлений снимут с чемпионата мира в Японии. Потому что позор Варшавы может обернуться огромным желанием доказать, что все может быть по-другому. Андрей, несмотря на то что насрывал в своих программах много чего, все-таки боролся — раньше при неудачах создавалось впечатление, что он готов просто остановить катание. А что касается Добрина — так его очень подвело желание во что бы то ни стало исполнить четверной прыжок, без которого сегодня можно, конечно, даже и чемпионом стать, но выглядит это неприлично. Вся программа Сережи оказалась во власти четверного прыжка, он пытался его сделать неоднократно, в результате опустошив и себя, и композицию.
     Андрей Лутай, 20-летний дебютант турнира, ученик супругов Мишиных, спас честь России, а заодно и оставил на следующий чемпионат Европы двух российских представителей. В итоге Андрей занял пятое место, а свой личный рекорд превысил аж на 30 баллов, и это при некотором недоверии, назовем это так, судей к дебютанту. И снова можно смело сказать, что Лутай мог оказаться и выше своего места, если бы арбитры были к нему абсолютно справедливы. К чемпионату мира Лутай с тренерами собираются усилить программу, уверенности, как это ни странно, фигуристу уже не занимать, более того, Андрей четко знает, над чем ему надо еще работать. “Хореография, новые прыжки, дорожки, вращения повышенного уровня, а не второго или третьего, как у меня сейчас, — все это мне предстоит. Я должен идти вперед, иначе на пьедестал не поднимусь”. Характеру Андрея можно только поаплодировать, профессора Мишина вновь поздравить с тем, что у него растет боец (впрочем, других маститый тренер рядом с собой и не потерпит).

Пар от пары

     Мария Петрова — Алексей Тихонов. Вот и надо бы, наверное, упрекнуть эту пару: раз остались в сборной в роли лидеров, значит, и нечего ссылаться на то, что времени не хватило на подготовку. Но, честное слово, тот случай, когда язык не поворачивается. Потому что на протяжении почти уже десяти лет входить в сборную и выступать на столь высочайшем уровне — не просто тяжело, а титанически тяжело. В Варшаве пара выиграла “серебро”. И чего им это стоило, мы все видели, потому что на памяти еще недавний провал в финале Гран-при в их родном Питере. После этого провала фигуристы даже извинились перед федерацией. В Варшаве — оставили российское парное катание на пьедестале. Теперь будут думать, выступать ли им на чемпионате мира в Токио. Конкуренция там еще выше, здоровья осталось немного — подготовка была сорвана и из-за болезни Маши, и показательные выступления, на которых можно заработать для будущего, чтобы дом достроить да красивую свадьбу наконец сыграть, конечно, заманчивы. Хотя в Маше с Лешей чувство ответственности заложено какое-то даже преувеличенное. И если они поймут, что в Японии их присутствие будет необходимо, то, не думая о личном, выйдут на лед во что бы то ни стало.
     Вторая наша опытная пара Юлия Обертас—Сергей Славнов — тяжелая моральная ноша в первую очередь тренера Людмилы Великовой. Людмила Георгиевна никогда не бросает своих учеников. Юлю и Сергея взялась вновь тренировать в тяжелейший период их спортивной жизни. Пара не может начать стабильно выступать уже второй год, комплексы не только не рассасываются — наоборот, усугубляются. На партнершу после произвольной программы, в которой вновь “блистали” ошибки, было тяжело смотреть. В то время как ее бывшая подруга по украинской сборной Алена Савченко вместе с Робином Шолковы улыбалась всем с “золотой” ступеньки пьедестала, Юля, наверное, решала вопрос, уже не раз встававший перед ней за годы жизни в спорте, — быть или не быть ей в фигурном катании. Хочется верить, что — быть. Психологические проблемы — психологическими, но надо ради высшей цели и пахать, как это делает та же Савченко. Уж она-то из-за одной истории с тренером Инго Штойером, которого родная федерация теперь показушно знать не хочет из-за обвинений в связи со “Штази”, могла давно впасть в депрессию. А Савченко просто бьет наотмашь желанием блеснуть. Немцы совсем не застрахованы пока от ошибок, и они далеко не непобедимы, но знают, зачем вышли на лед. И, как говорит Алена, просто спокойно работают над ошибками.

Танцы нараспашку

     Когда перед Олимпийскими играми в Турине одинцовскую танцевальную пару пытались заранее рекламировать как первую пару сборной после предполагаемого ухода Татьяны Навки — Романа Костомарова, в их будущий успех на европейском и мировом льду верилось с трудом. Но за два года танцоры вырасли потрясающе — во многом именно благодаря собственной целеустремленности. Оксана Домнина — Максим Шабалин проиграли в Варшаве французам Изабель Делобель — Оливье Шёнфельдер 0,31 балла. Проиграли весьма спорно и обыграли действующих чемпионов мира Албену Денкову — Максима Ставийского. Для последних европейский старт сложился не очень удачно: судейство подвело, сами подставились. Что касается спора российского дуэта с французским, эмоционально россияне чемпионат выиграли. Потому что, несмотря на изысканность французов, наши катаются душой нараспашку. При этом не забывают о сложнейших элементах. Хореограф Петухов и тренер Горшков могут плакать от того, как выполняются задумки, а сами фигуристы каждый раз, увеличивая баллы за выступление, отмечают, что их лучший прокат — впереди.
     Их уже начали бояться соперники, и есть за что. После чемпионата Европы в их послужном списке победы над всеми ведущими мировыми парами, в том числе и над американцами Танит Белбин — Беном Агосто. Но и им есть кого бояться. Помимо перечисленных пар ближайшими конкурентами танцоров уже становятся безудержно рвущиеся к пьедестальной власти Яна Хохлова — Сергей Новицкий. Судьи их пока, как и положено, придерживают. Сами они не безупречны, но все это дело времени. Полку звездных танцевальных тренеров явно прибыло: Ирина Жук и Александр Свинин привезли на чемпионат Европы сразу две пары (вторая — Екатерина Рублева — Иван Шеффер), которые не только не лишены амбиций, но главное — подкрепляют их мастерством. Чувствуется, что ни они сами, ни тренеры, ни мамы не ищут оправданий в любой ситуации — только пути к победе…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру