Дневник чемпиона

Олимпийские игры в Ванкувере стали звездным часом столичного тренера Юрия Каминского

Олимпийские игры в Ванкувере стали звездным часом столичного тренера Юрия Каминского
Ученики Юрия Каминского Никита Крюков (слева) и Александр Панжинский в олимпийском Ванкувере.
Олимпийские игры в Ванкувере стали звездным часом столичного тренера Юрия Каминского. Его ученики – лыжники Никита Крюков и Александр Панжинский принесли стране золотую и серебряную медали в индивидуальном спринте.

– Глядя на успехи своих учеников, не думали, что сами могли оказаться на их месте?  

– Я начал бегать на лыжах с 13 лет. Пробовал себя в фигурном катании, гимнастике, баскетболе, футболе, хоккее – и перетренировался. Я всегда занимался в группе со старшими ребятами, делал то же, что и они. В итоге, в 16–17 лет появились проблемы с сердцем. Понял, что в спортивный вуз не поступить и подал документы в МИТХТ имени Ломоносова. Зато теперь мне гораздо проще разбираться в фармакологии, физиологии и других направлениях. Сегодня беда многих молодых тренеров как раз в нехватке образо­вания.  

– Дилеммы куда пойти – в спорт или в науку – не возникало?  

– Я успел некоторое время поработать по специальности. Сразу по окончании МИТХТ распределился в город Дзержинский инженером-технологом в местный НИИ. Система закрытого учреждения стала для меня хорошей школой.  

– Когда впервые почувствовали в себе тренерское призвание?  

– В 16 лет, когда наш преподаватель в спортшколе ушел работать в техникум. Он писал планы, а мы с ребятами выполняли их на тренировках. Я выступал в роли «играющего тренера». Первая настоящая группа у меня появилась в той самой лаборатории. Из пяти человек, с которыми занимался тогда, двое стали мастерами спорта, один кандидатом. Сейчас часто привожу их в пример нашим «сборникам».  

В дзержинской школе не было преподавателя физкультуры, обратились ко мне. Я предложил директору эксперимент: вместо двух часов занятий в неделю для начальных классов мы сделали два раза по два часа, на выходных выбирались с ребятами в поход. Результаты оказались потрясающими. Мои ученики превосходили по многим показателям детей старшего возраста.  

Многие из них потом выбрали спорт, в том числе и Никита Крюков. Аня Белова попала в молодежную сборную России по лыжным гонкам, Вова Терехин стал мастером спорта по плаванию, хотя обыгрывал Крюкова на лыжах, будучи на год его младше.  

– Что самое важное в работе детского тренера?  

– У хорошего тренера дети сами должны все делать, а не из-под палки. Нужно уметь постоянно меняться, импровизировать. Если для состоявшегося спортсмена важна определенность в тренировочном процессе, то для детей все наоборот. Им может наскучить какое-то упражнение. По этой причине я не сразу смог перестроиться, начав работать с национальной сборной. Даже с Крюковым было недопонимание. Допустим, даю задание: час пятнадцать – час тридцать равномерного передвижения, – на что он всегда переспрашивал, сколько точно.  

– Перестроились?  

– Не совсем. Я и в работе с профессионалами оставляю им свободу действий. Спортсмен должен быть равноправным участником тренировочного процесса, а не механическим исполнителем тренерской воли. Вот почему мне так важно, чтобы мои подопечные вели дневники. Туда заносятся подробное описание тренировки, какие ощущения при этом испытывает человек, замечания, полученные от тренера. Я выявил закономерность, что чем грамотнее составлен дневник, тем выше спортивный результат. Значит, спортсмен понимает, что и зачем он делает. Сегодня лучшие дневники среди «сборников» у Крюкова с Панжинским.  

– Перед Олимпиадой в лыжных видах спорта как никогда остро встал вопрос допинга. Как справлялись?  

– Ребят порой приходилось буквально отбивать от сотрудников ВАДА. Немудрено, что стал закрадываться страх. Саша Панжинский отказался от всех витаминов и восстановителей. В результате он очень сдал после Игр. Мы ведь ничего не придумываем – есть учебники по фармакологии, где четко написано, что нужно принимать при определенной нагрузке. На одном питании не вытянешь.  

– Учеников настраивали по-разному?  

– Крюкову не нужна дополнительная мотивация. Несколько лет назад он выступал на первенстве России среди юношей. У нас возникли проблемы со смазкой. Я честно признался Никите, что помочь ему мы не можем. На что он, не моргнув глазом, ответил: «Что поделаешь, все равно нужно побеждать». Поэтому на Олимпиаде перед финалом я по рации давал Крюкову конкретные наставления, что и как делать, Панжинскому сказал только одно: «Все или ничего». Важно было донести до него в тот момент, что он может выиграть.  

– В чем секрет такого успеха ребят?  

– В системе, которую удалось создать в СДЮШОР №81 «Бабушкино». Почти все спортшколы сегодня ориентированы на сиюминутный результат, победу на первенстве Москвы. У нас же со времен директора Евгения Казакова главная цель – вырастить будущих олимпийских чемпионов. Школа сотрудничает с УОР города Щелково и МГПУ имени Шолохова. Такая цепочка позволяет оперативно решать насущные проблемы. Во многом поэтому бабушкинская школа сегодня – лучшая в России, а возможно, и в мире. 15 ее воспитанников являются кандидатами на поездку в Сочи. Уже сейчас стучатся в дверь первой сборной Толя Волков и Коля Болотов.  

– В чем черпаете вдохновение?  

– Люблю театр, балет, поэзию. Хотя отключиться от работы почти никогда не удается. Смотрю балет и думаю: люди такие вещи делают, а мы не можем научить правильно поставить руки или толкнуться. В ноябре были на сборе в Рыбинске, где удалось сводить учеников на спектакль в местном театре. В Минске ходили на балет, с тех пор к нему не равнодушен Саша Панжинский.  

Хочу выучить английский язык – это поможет в общении с коллегами и для общего развития пригодится. Нашел недавно программу с использованием 25-го кадра – буду осваивать.

ВИЗИТКА

Юрий КАМИНСКИЙ  

Родился 6 августа 1961 года. 
Заслуженный тренер России, старший тренер спринтерских сборных команд страны по лыжным гонкам. 
Работал в столичных ДЮСШ №93 «Кунцево» и СДЮШОР №81 «Бабушкино».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру