МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Берегись автомобиля: китайцев заподозрили в удаленном доступе к производимым ими транспортным средствам

У России ничуть не меньше оснований для беспокойства, чем у европейцев

Тревожные новости с Туманного Альбиона: власти Великобритании заподозрили китайцев в наличии у них удаленного доступа к производимым и поставляемым ими за рубеж электрическим автобусам, который позволяет дистанционно дезактивировать транспортные средства. Точно такие же подозрения возникли ранее у норвежцев и датчан. Есть, однако, и хорошая новость: в России на этот счет все спокойно. Впрочем, не факт, что она так уж хороша.

Фото: David Balogh/XinHua/Global Look Press

Подозрения обеспокоенных европейцев касаются в первую очередь продукции компании Yutong Group - крупнейшего в мире производителя автобусов. Ее штаб-квартира расположена в городе Чжэнчжоу (КНР, провинция Хэнань). Там же находятся основные производственные мощности автобусного подразделения компании, Yutong Bus, головного предприятия концерна. В день производится 285 автобусов этого бренда. Многие тысячи их бегают по дорогам европейских стран. В одной только Великобритании - около 700.

Панику на британцев навело расследование, проведенное недавно в Норвегии. Выводы норвежцев таковы: компания Yutong может удаленно останавливать или выводить из строя свои автобусы. Аналогичная проверка уже проводится в Дании, а теперь дошла очередь и до Великобритании: Министерство транспорта страны подтвердило начало такого же расследования.

Вряд ли эти вести с европейских технополей вызовут сочувствие у большинства наших граждан. А у какой-то части сограждан, к гадалке не ходи, вызовут даже радость: так, мол, им, супостатам, и надо. Эти граждане уверены, что у нас такого - остановки импортированных из Китая транспортных средств по требованию из Китая - не может быть, потому что не может быть никогда.

Кое-какие основания для оптимизма у сограждан, надо признать, имеются. Все мы знаем, что Китай наш большой и надежный друг, стратегический партнер и все такое. Но зря говорит известная народная мудрость: "В кругу друзей клювом не щелкают". Есть, увы, определенная основания для тревоги и у нас. А если вдуматься, их даже больше.

Во-первых, следует отметить, что наша технологическая зависимость от Китая сегодня намного более велика, чем зависимость Европы от Китая. Для справки: доля китайских марок на российском рынке новых автомобилей достигает 70 процентов. А что касается новых междугородные, туристические и экскурсионных автобусов, то процент "китайцев" здесь вообще близок к 100.

Следующая на очереди, надо полагать, сфера железнодорожного транспорта. "Китай готов заполонить Россию локомотивами, - сообщает в своей недавней публикации интернет-портал "Вгудок". - Вслед за легковушками и смартфонами Поднебесная нацелилась на поставки локомотивов для российского рынка... Неоспоримым преимуществом китайцев выступают цены, которые заявлены ниже российских аналогов".

И, кстати, в отличие от Европы, где дистанционное отключение произведенных в Китае транспортных средств рассматривается лишь как гипотетический сценарий, в России такие прецеденты уже случались. С подобными проблемами столкнулись, например, владельцы электрокаров брендов Avatr и Zeekr, ввезенных в Россию по серым схемам.

Ну а теперь о главном - о дружбе. "Недальновидно считать ту или иную страну неизменным союзником или вечным врагом Англии, - сказал некогда, выступая в парламенте, Генри Джон Темпл, лорд Палмерстон (премьер-министр Великобритании в 1855-1865 годах). - У нас нет неизменных союзников, у нас нет вечных врагов. Лишь наши интересы неизменны и вечны, и наш долг - следовать им".

Мощно, согласитесь, задвинуто. И задвинуто ведь не только про Англию: по сути, эта формула распространяется на любые межгосударственные отношения. Российско-китайские - отнюдь не исключение. При всех рисках китайского импорта в европейские страны ни одна из этих не слишком дружественных с Китаем стран с ним, нужно заметить, не граничит. И ни к одной из этих стран у Китая нет никаких территориальных претензий.

Да, к России сейчас тоже вроде бы нет. Но еще совсем недавно - по историческим меркам - были. И еще какие! Вот цитата из выступления Мао Цзэдуна, произнесенного в июле 1964 года: "Примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не представляли счета по этому реестру".

А в конце 1960-х счет был выставлен и вполне официально: КНР предъявила претензий на ряд сопредельных территорий СССР. Кульминацией этой политики стала серия вооруженные столкновения на советско-китайской границе, самым известным и самым кровопролитных из которых является конфликт на острове Даманский (река Уссури).

Нет, сейчас-то на берегах Уссури и Амура все тихо. Правда, Даманский давно уже не Даманский, а Чжэньбао дао: с 1991 года остров находится в составе Китая. Так же, как и половина острова Большой Уссурийский - с 2004 года. Но пару лет назад государственный картографический сервис КНР выпустил карту страны, на которой весь Большой Уссурийский был обозначен как китайская территория. Многие ждали тогда, что Москва на это даст решительный и гневный ответ. Но его почему-то не последовало. Не было вообще никакого ответа.

Примерно тогда же, в 2023 году, Министерство природных ресурсов Китая обнародовало "Нормы отображения содержимого в открытых картах", предписывающие дополнять названия географических объектов, находящихся на территории, отошедшей России по Айгунскому (1858 год) и Пекинскому (1860 год) договорам, китайскими аналогами.

Так, Владивосток, например, на китайских картах теперь не только Владивосток - точнее, в китайской передаче "Фуладивосытокэ", - но еще и "Хайшэньвай" (в переводе - "Залив трепанга"). Вторые, дублирующие имена появились также у Хабаровска ("Боли"), Уссурийска ("Шуанчэнцзы"), Благовещенска ("Хайланьпао"), Николаевска-на-Амуре ("Мяоцзе"), Нерчинска ("Нибучу"), острова Сахалин ("Куедао"), Станового хребта ("Вайсин аньлин").

И на сей раз гневная отповедь имела место. Но совсем не по тому адресу, как можно было ожидать. "Западная, японская и украинская пресса усиленно хайповали по поводу "переименования на китайских картах Владивостока в Хайшэньвай" и того, что это якобы является подготовкой к предъявлению территориальных претензий к России, - вознегодовало Представительство МИД России во Владивостоке. - Надо иметь очень больную фантазию, чтобы возбудиться по этому поводу. Но у западных коллег получилось..."

Нет, как хотите, но по своему тону этот пресс-релиза сильно напоминает печально известное "Сообщение ТАСС" от 14 июня 1941 года, разоблачавшее слухи, муссирующиеся "в английской и вообще в иностранной печати", о "близости войны между СССР и Германией".

"Германия не предъявляла СССР никаких претензий, - сообщалось в этом послании граду и миру. - Германия... неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении... Слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск... связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям".

К счастью, тоном сходство обоих "сообщений" пока и ограничивается. То, что "муссирующиеся слухи" - вовсе не слухи, стало ясно уже через неделю после тассовского "сообщения". А после заявления Представительства МИД России во Владивостоке прошло уже больше двух лет - и дружба только крепнет. Так что, даст Бог, пронесет. Но чем чаще станем "щелкать клювом", тем шансов на это, увы, будет меньше.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах