МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эхо «Войны»

В Берлине прошла премьера фильма о скандальной арт-группе

Тревожные новости с родины долетают до захваченного фестивалем Берлина. Митинг в поддержку Путина. Сестра в поддержку Прохорова. И неутихающие разговоры о революции. На этом фоне премьера документального фильма Андрея Грязева «Завтра» в программе 62-го Берлинского кинофорума о деятельности некогда скандальной арт-группы «Война» на первый взгляд выглядит весточкой из далекого вчера. Актуальным же его делает в первую очередь мастерство исполнения. И только во вторую — новые акции «Войны», устроившей 31 декабря 2011 года поджог полицейского автозака.

Хронологически фильм захватывает все время подготовки «Войной» акции «Дворцовый переворот», когда они перевернули на крышу полицейский автомобиль вблизи Михайловского замка в Петербурге. Включает первое задержание активистов — Олега Воротникова и Леонида Николаева по кличке Ебн...тый и их выпуск через три месяца под залог (после фильма Грязев подтвердит, что с деньгами для залога помог легендарный Бэнкси, но в фильм этот момент не вошел). А заканчивается — под массовые аплодисменты в зале — эпическим кадром разведенного Литейного моста, показывающего огромный нарисованный член зданию ФСБ.

Но самые интересные фрагменты здесь те, которые никогда не показывали широкой публике. Арт-группа «Война» ворует продукты в магазине. Прыгает по крышам люксовых иномарок. На тех, что попроще и давно бесхозные, — репетирует будущий «Дворцовый переворот». По ходу фильма бездумное веселье постепенно сходит на нет, открывая двери квартиры суровой реальности в виде сотрудников Следственного комитета.

В фильм не вошел момент с премией «Инновация» (если задуматься, вручение государственной премии за антигосударственный протест — тоже акт современного искусства). И с отказом от нее. Ни одна из предыдущих акций «Войны» сюда не попала тоже. Не из соображений цензуры — Грязев свободно позволяет героям прыгать по крышам чужих авто и обувать полуторагодовалого сына Козы и Воротникова Каспера в полиэтиленовые пакеты вместо носков. Просто, кроме «Дворцового переворота» и кривого овала на мосту, художникам показать больше нечего.

Каталог работ Бэнкси, которого Грязев теперь называет своим другом, занимает три сотни страниц. По сравнению с их покровителем «Война» — кучка бездельников, получивших известность только потому, что они единственные, кто вслух выражает недовольство действующей властью. Так же грубо и безвкусно, как действующая власть это недовольство подавляет.

Сотрудника ОМОНа, специально наступающего ботинком на голову лежащего на асфальте Олега, это точно не оправдывает, но фильм работает именно в таком направлении: в случае с «Войной» нет ни арта, ни группы. А ее участники не столько художники своего времени, сколько написанный этим временем портрет.

В одном углу этого портрета — посредственное искусство. В другом — посредственный протест. В центре — неокрепшее гражданское общество, не решившее еще для себя, что ему важнее — искусство или протест.

Гордиться здесь пока особо нечем. Разве что Андреем Грязевым: его фильм оказался самодостаточным произведением, кое-где выходящим далеко за рамки акций группы «Война».

В нем нет ни намека на изменившиеся обстоятельства: ни Болотной площади, ни Поклонной горы. Не потому, что это неважно, а потому, что в отличие от арт-группы «Война», чей творческий путь, судя по всему, закончился это процесс живой и непредсказуемый. Его нужно документировать, но пока рано обобщать.

Берлин.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах