МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выставка в Эрмитаже обошлась в «копейку»

В Санкт-Петербурге открывается Европейская биеннале современного искусства

В Петербурге — беспрецедентное событие. 28 июня здесь открывается Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая на несколько месяцев (вплоть до конца октября) превратит Северную столицу в город-музей. В рамках биеннале пройдут десятки выставок в самых разных точках Петербурга, но главной площадкой стал Эрмитаж, который и пригласил «Манифесту» в Россию по случаю своего 250-летия. Подготовка биеннале шла на фоне все возрастающего напряжения между Россией и Западом — организаторы почти уже решились все отменить, но все же передумали, и «Манифеста» приехала в Петербург.

Фото: Мария Москвичева

Несомненно, «Манифеста» — крупнейшее культурное событие 2014 года в России. Она стоит в одном ряду с самыми значимыми фестивалями Европы — Венецианской биеннале и кассельской «Документой». Только в отличие от них каждый раз проходит в новом городе. Обычно — в провинциальном. Фестиваль рождался на исходе «холодной войны» и задумывался не только как ответ на новые социальные, политические и культурные явления, но и как инструмент, способствующий оживлению принимающего фестиваль городка. Петербургская «Манифеста» войдет в историю как самая нестандартная, ведь проходит она отнюдь не в провинции, а проекты хоть рассыпаны по всему городу, но по большей части сосредоточены в одном, главном музейном пространстве Петербурга — Эрмитаже. Основной проект занимает недавно отреставрированный Генштаб и продолжается в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже, где работы участников биеннале рассредоточены по постоянной экспозиции.

Европейская биеннале современного искусства в Петербурге

Смотрите фотогалерею по теме

В Генштабе «Манифеста» начинается с яркой разноцветной скульптуры обнаженной дивы, созданной с отсылкой к древнегреческой традиции. Она напоминает, что биеннале гостит в музее, где собрано искусство разных эпох — в том числе древнегреческое, к сожалению, не сохранившее своих первоначальных цветов за столетия. Продолжает проект куратора Каспера Кёнига зал, увешанный работами Тимура Новикова — легендарного художника и бунтаря, изменившего представление об искусстве в переломное для страны время, в эпоху перестройки и распада СССР. Отсюда зритель попадает во внутренний двор Генштаба, где разместилась шокирующая инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез». Перед нами — шестиэтажное здание без фасада. Взгляду открываются комнатки, неприхотливо обставленные, как многие петербургские квартиры. Разница лишь в том, что на стенах видят подлинные произведения Малевича, Филонова и Розанова. В годы блокады Ленинграда многие дома в городе были превращены в такие руины, и спустя десятилетия Хиршкорн оживляет историю, связывая ее с авангардистами-революционерами, разрушившими окаменевшие догмы старого искусства. Эрик ван Лисхаут Фото: Мария Москвичева

Следующий проект тоже связан с историей, только не страны, а Эрмитажа. Он о незаменимых сотрудниках музея — котах, которые состоят на работе здесь еще со времен Екатерины II. Голландец Эрик ван Лисхаут шесть месяцев жил вместе с мышеловами в подвалах Эрмитажа, которые за это время преобразил до неузнаваемости. Они превратились в настоящий кошкин дом, где есть место и развлечения для всех 30 котов, состоящих на службе музея. Видео об этом представлено в полукруглом коридоре, напоминающем ходы, по которым передвигаются усатые музейщики. Любопытно, что они оклеены не только фотографиями и рисунками кошек, но и изображениями Путина. Но если в этом прелестном проекте президент появляется скорее как популярный герой, человек-тренд, то в другом проекте, расположенном несколькими этажами выше, его фамилия фигурирует несколько в ином контексте… Фото: Мария Москвичева

Речь идет о «Ладе «Копейка» — самом нашумевшем проекте «Манифесты». Главный его экспонат находится во дворе Зимнего дворца — это машина, врезавшаяся в дерево, которая при первом взгляде вызывает недоумение. Таблички рядом объясняют, что это никакое не ДТП, а арт-объект с длинной историей. Она началась в 1980-х, когда молодой бунтарь Франсис Алис вместе с братом решил оставить Бельгию и сбежать в Ленинград на «копейке». Не удалось: машина сломалась по дороге. Спустя десятилетия Алис воплотил свою мечту в жизнь и совершил задуманное когда-то путешествие. Доехав до Петербурга, он разбил машину, тем самым попрощавшись с юношеским максимализмом и доказав всем, что лучше осуществить мечту, чем всю жизнь жалеть, что не сделал этого. В Генштабе мы находим отчет о путешествии — видео, квитанцию на штраф и почему-то вырезки из иностранных газет, обвиняющих Россию в оккупации Крыма и Украины. Какое отношение они имеют к путешествию Алиса, опасаются комментировать даже экскурсоводы «Манифесты».

Событиям на Украине посвящен зал фотохудожника Бориса Михайлова. Его фотографии, сделанные в Киеве, далеки от эффектных репортажей. В них много боли, смелости и отчаяния. Одна серия показывает лицо немолодой женщины, которая корчится от боли, а на финальных кадрах угасает без сил. На другом — молодые люди с флагами Украины; их лица стерты, как часто происходит с рядовыми участниками революционных событий. Словом, признанный мэтр Михайлов еще раз подтвердил свою репутацию тонко чувствующего мастера.

Участниками биеннале стали не только современные художники. В экспозицию попали и работы мастера-небожителя Анри Матисса из коллекции Щукина-Морозова. В Генштаб переехал в том числе легендарный «Танец». В результате в Зимнем освободилось несколько залов, которые заняли работы Марлен Дюма, Йозефа Бойса и Николь Айзенман. В состав выставки вошли также воссозданная инсталляция Дмитрия Пригова и «Красный вагон» Ильи Кабакова, что еще раз подчеркнуло связь старого и нового искусства на выставке в Эрмитаже. К слову, в самом Зимнем основной проект превращается в настоящий квест: поиск работ участников «Манифесты» в многочисленных залах Зимнего превращается в целое приключение. Самый приятный сюрприз ждет зрителей в зале Аполлона, расположенном за Тронным залом, — там разместилась великолепная картина «Обнаженная» самого дорогого и успешного мастера современной немецкой живописи Герхарда Рихтера.

Словом, основной проект «Манифесты» получился очень контрастным, сложным и ярким. Его логично продолжает параллельная программа биеннале, занявшая здание Первого кадетского корпуса. Читайте о нем в ближайших номерах «МК».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах