Никита Михалков присоединился к обращению украинского коллеги, сказав, что хочет обратить внимание президента РФ Владимира Путина на ситуацию с Сенцовым.
Украинский режиссер Олег Сенцов был задержан в конце апреля в Крыму по обвинению в терроризме и перевезен в Москву, где был заключен под стражу в Лефортово. Кроме поддержки Сенцова, Михалков заявил о своей солидарности с теми украинскими коллегами, которые не смогли приехать на ММКФ под давлением политиков.
- Мы не политики, мы художники, мы должны быть независимы в своих действиях от политической ситуации, - сказал президент ММКФ.
Кроме того, за несколько часов до церемонии Никита Сергеевич обратился к журналистам с критикой закона о запрете мата в кино, литературе, театре и СМИ, сказав, что «мат — одно из великих изощренных изобретений русского народа». Также Михалков заявил, что готов донести свою позицию до руководства страны.
Оба русских фильма, участвовавших в конкурсе ММКФ, были отмечены на фестивале. «Белый ягель» Владимира Тумаева был удостоен приза зрительских симпатий. В то время как «Да и да» Валерии Гай Германики получил приз международной критики (ФИПРЕССИ), а также «Серебряного Святого Георгия» за режиссуру. Германика, выйдя за наградой на сцену, сказала в зал всего три слова: «Спасибо, круто, класс». «Да и да» – мелодрама о жизни молодой учительницы и начинающего художника. Фильм Германики, из-за нового закона об ограничении использования нецензурной лексики, получил прокатное удостоверение сроком действия только до 30 июня. После этого продюсеры картины (среди них – и Федор Бондарчук) собирались выпускать в прокат переозвученную версию, уже без мата. Впрочем, если инициатива Никиты Михалкова будет иметь успех и в закон действительно внесут поправки, возможно, зрители смогут увидеть фильм Германики в авторской версии.
Напомним, что ранее с критикой запрета мата также выступал режиссер фильма «Левиафан» Андрей Звягинцев, лауреат приза за лучший сценарий Каннского кинофестиваля этого года. Тогда режиссер говорил, что мат в его фильме – неотъемлемая часть художественного замысла.
Что касается Московского международного кинофестиваля, то жюри под руководством Глеба Панфилова вынесло также во многом радикальное и неожиданное решение, присудив главный приз японскому фильму «Мой мужчина». Драма Кадзуеси Кумакири рассказывает о взрослом мужчине (сыгравший его Таданобу Асано также получил приз за лучшую мужскую роль), его приемной 15-летней дочери и любовной связи между ними.
Так же церемония закрытия фестиваля выступила своего рода зеркалом церемонии открытия. Тогда Никита Михалков наградил председателя жюри ММКФ Глеба Панфилова специальным призом за вклад в мировой кинематограф. На церемонии закрытия же награду «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» торжественно вручили супруге Глеба Панфилова и его главной музе – Инне Чуриковой.
Наконец, главный приз документального конкурса достался фильму «Глубокая любовь» – история дайвера, пережившего сильный инсульт, но нашедшего в себе силы вернуться к подводному плаванию.