МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Искусство или порнография?»: режиссер Сергей Соловьев оценил эхо выставки Стерджеса

«Возьмите любую картину Матисса: кто-то там голый, кто-то одетый, но это не имеет никакого значения»

Гражданин Александр Петрунько, который облил мочой фото на выставке Джока Стерджеса, получил сегодня 7 суток за мелкое хулиганство.

Выставка «Без смущения» американского фотохудожника Джока Стерджеса, запечатлевшего обнаженных девушек из нудистской общины, закрылась досрочно, хотя должна была продлиться в Центре фотографии им. Братьев Люмьер до 30 октября. Ее раскритиковали сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, усмотревшие в представленных работах демонстрацию детской порнографии. А мы поговорили о границах дозволенного в искусстве с режиссером Сергеем Соловьевым.

Сам автор опечален подобным восприятием. В интервью он говорил о том, что выставлял свои работы по всему миру, и никто не обвинял его в порнографии.

Фото: youtube.com

Интересно, что бы сказали нынешние ревнители морали о фильмах, созданных в советскую пору, если бы они появились только теперь? Например, «Подранки» Николая Губенко, где подростки видят полуобнаженную учительницу в исполнении Жанны Болотовой и переживают запретные чувства. И как нежно и целомудренно это показано!

Сергей Соловьев тоже умел рассказать о хрупком мире подростков в своих картинах «Сто дней после детства» и «Спасатель», показать самые интимные мгновения так, что ни у кого не возникало сомнений, а если и возникали, режиссеру никто не выкручивал руки, фильмов не запрещал.

Два года назад на международном фестивале документального кино «Флаэртиана» в Перми показали программу Российского государственного архива кинофотодокументов (Красногорск). Один из документальных фильмов, «У теплого моря», рассказывал об отдыхе советских детей в лагере «Артек» в 1940 году. На лежаках — взрослые пионеры лет 12–14. Все голышом — мальчики и девочки. Многие смущены, прикрываются. А их еще и снимают на камеру.

Купались подростки тоже обнаженными и все вместе — мальчики и девочки. Такая была система воспитания, выхолащивающая половые различия. А ведь приезжали в пионерский лагерь дети из далеких аулов, где подобные вольности не то что недопустимы, о них и помыслить было невозможно. Закадровый голос сообщает, что ребята увезут из «Артека» здоровое тело и крепкую дружбу.

Мы поговорили с Сергеем Соловьевым о границах дозволенного в искусстве.

— Я не знаю, где проходит эта грань. Каждый раз нужно смотреть на то или иное творение и понимать, что перед вами: произведение искусства или порнография? Все решается на уровне человеческого глаза и интуиции.

— То есть критериев нет?

— Нет, конечно. Возьмите любую картину Матисса. Кто-то там голый, кто-то одетый, но это не имеет никакого значения. Мы имеем дело с произведением искусства. И все. Если фотографии, о которых мы говорим, великолепны, значит, их надо выставлять и показывать. Не могут этот вопрос решать какие-то офицеры и несведущие люди. Вообще-то это все глупость и позор.

— В советские времена вам не указывали, что вы создаете что-то неприличное?

- Не было такого. Совсем недавно в академии художеств у Зураба Церетели я выставлял целый зал обнаженной натуры. И мы говорили с Церетели о том, сколько веков художники занимаются загадкой женского тела. Академия поддерживает эту традицию.

В свое время мне Андрей Кончаловский показал толстенный альбом знаменитого фотохудожника, который я потом купил в Париже. В нем запечатлены обнаженные девочки 14–15 лет. И это потрясающе! Великолепный, затертый том до сих пор все у меня смотрят и восхищаются этими работами. Я сам его постоянно перелистываю.

Штурм выставки фотографий Стерджеса: нашумевшие кадры с закрытой общественниками экспозиции

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах