МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В свой юбилей «Театриум на Серпуховке» сыграет спектакли бесплатно

Аттракцион театральной щедрости

«Театриуму на Серпуховке» Терезы Дуровой исполняется 25 лет. Свой юбилей популярный московский театр отмечает так, как никто до сих пор в столице этого не делал.

23 ноября войдет в историю театральной Москвы как День Терезы. В этот день «Театриум» распахнет двери для  зрителей и подарит им великолепную семерку своих спектаклей. Причем почти бесплатно! Почти, потому что цена билета — чисто символическая: 1 рубль.

Сцена из спектакля «Летучий корабль». Фото: Андрей Лукин

— Тереза, откуда в наше прижимистое время, когда все и всё считают, такой аттракцион фантастической щедрости?

— Я никогда не понимала: зачем приглашать людей, чтобы они за большие деньги слушали поздравления и наблюдали вынос цветов именинникам? Не совсем честная история. Когда у тебя день рождения, все сами придут: это нормально для семьи, для дома… Это как мечта: я открываю дверь — и весь город здесь. Но, понимая, что для 15‑миллионной Москвы наша «квартирка» слишком мала, и чтобы не было столпотворения, мы продаем билет. И даже не билет, а бумажку с местом стоимостью в 1 рубль. Чистая символика.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

«Театриум на Серпуховке» уникален своей историей. Ее можно разделить на три этапа: 1991 год — Международный фестиваль клоунады; 1993 год — Московский театр клоунады; 2010 год — «Театриум на Серпуховке». Причем все три связаны единой кровеносной системой, и одно без другого не могло бы существовать.

Тереза Дурова. Фото: Михаил Гутерман

Вчера

Да, именно так все и было: в 1991‑м Тереза Дурова, правнучка одного из родоначальников знаменитой цирковой династии — Анатолия Дурова, организует в Москве Международный фестиваль клоунады (360 участников из всех республик СССР, а также из США, Польши и Японии). Кто помнит нашествие на Москву клоунов всех мастей, никогда не забудет: было жарко, остро, весело. Уникальный фестиваль работал в ДК завода имени Владимира Ильича на Серпуховке (там, где в Ильича эсерка Каплан стреляла). А поддерживал его Юрий Никулин.

— Юрий Владимирович первым мне сказал, что он «за», всегда был рядом и помогал, — вспоминает Дурова. — Как-то вечером за участниками не пришел автобус. Я к Никулину: он как раз домой собирался уезжать. И он тут же позвонил Юрию Лужкову — и ровно через пять минут к зданию ДК подъехали аж три автобуса…

А когда фестиваль закончился, клоуны не разбежались, а остались с Терезой, чтобы вместе с ней делать ни на что не похожий театр. Спасибо Игорю Бугаеву (экс-глава Департамента культуры) — взял клоунов на баланс города, и ДК ЗВИ зажил новой театральной жизнью. Трудно, со взлетами и падениями, открытиями и ошибками, но со своим, радостно-философским осмыслением действительности. А она, родимая, перестроечная, только и подкидывала информацию к осмыслению. Со своими спектаклями, соединившими две разные, но все же родственные почвы — цирковую и театральную, новый театр дерзко ворвался в театральную жизнь Москвы. Вот несколько историй из прошлой жизни «Театриума».

Алексей Дындыкин, актер, режиссер: «Летим из Владивостока, с гастролей. На обед дали курицу с рисом, а мы, голодные, сразу все и съели. Когда же захотели выпить, закусывать было нечем. Меня послали к стюардессе. «Ничего нет, все строго по билетам», — говорит стюардесса. «Да, жалко, а то у нас из клетки удав убежал». И я первый раз видел, как женщина на глазах белеет: «Как убежал?!» — «Голодный, вот и уполз. Я же не нам прошу курицу: заползет куда-нибудь, провода перегрызет…» — «Это же ЧП!» — мертвым голосом произносит стюардесса, исчезает за занавеской и вскоре выносит поднос, полный курятины. Когда я ребятам рассказал, как удалось достать, — хохот стоял на весь самолет. Клоуны же!»

Тереза Дурова: «В 90‑е непросто было работать. Какой-то зритель прямо во время спектакля, сидя на первом ряду, ругался матом, комментировал происходящее… И в какой-то момент наш артист Коля Береза — неожиданно для партнеров и, как потом выяснилось, для себя — спрыгнул со сцены, врезал ему и запрыгнул обратно. Немая сцена. Мы дали занавес. Прибегаю за кулисы: ребята в ступоре, а я понимаю, что ругать его не стану. «Коля, ты понимаешь, что спрыгнул в зал и ударил человека?» — «Не помню», — говорит он как потерянный. А тут еще «пострадавший» является за кулисы, да еще со своими приятелями: «Ты, я, слышь, не понял — а чё ты меня ударил-то?.. Не, ребят, вы классные. А я чё, тебя обидел?! Ты меня прости, я, это, не хотел…»

Надежда Хаустова, заведующая костюмерным цехом: «В ДК ЗВИ я работала замдиректора по хозчасти. У клоунов не было толком ни костюмов, ни реквизита. Когда я уходила домой, они оставались на ночь репетировать, но я знала, что они подбирают все что плохо лежит — фанеру, стулья, да еще и ножки им подпиливают для своих спектаклей… Как-то я разозлилась на них, пришла к директору и говорю: «Эти клоуны все у меня воруют, их надо гнать». А он посмотрел на меня печально так и сказал: «Что вы, Надежда, может быть, когда-нибудь мы будем этот театр смотреть по телевизору…»

Сцена из спектакля «Переходный возраст». Фото: Владимир Майоров

Сегодня

Бывший директор ДК как в воду смотрел: пройдет не так много лет, и Театр клоунады превратится в современный «Театриум» для всей семьи, на спектаклях которого у каждого поколения — свой интерес. От его представлений идет свет радости и доброты: в них учат не поучая, воспитывают без нравоучений, развлекают со смыслом. Метод магического реализма, которым безупречно владеет Тереза Дурова и ее команда, — как тот магический кристалл, что меняет мир черно-белый на цветной, плохой финал на хороший, а злодею здесь непременно дадут шанс на свой маленький кусочек счастья.

Мир этого театра — легкий и сияющий. Однако за видимой легкостью и красотой всегда стоят высокая технологичность и четкая выверенность конструкции каждой сцены. Где главенствуют темп и ритм действия, чувство юмора, умелая работа с гэгами, а также неделимость слова и звука, драмы и музыки.

Между прочим, «Театриум» первым в стране начал открывать своему зрителю красоту культур разных стран в ее лучших образцах. И в доказательство серьезности своих просветительских намерений предъявил публике невероятные древние и старинные музыкальные инструменты, изящную вязь восточного стиха, индийскую мелодию, устремленную от грешной земли в небесную синь, или неспешную вековую мудрость Страны восходящего солнца. Готовя такие спектакли, постановщики и актеры сами основательно погружаются в другую культуру, добиваясь не просто стилизации под «оригинал», а правдоподобия. Театр Терезы Дуровой первым заговорил с ребенком на хинди («Маугли»), арабском («Волшебная лампа Аладдина»), японском («Японская сказка. Меч самурая») языках — и маленький (как и взрослый) зритель почему-то нисколько этому не удивился. Напротив, он восхитился открывшимся бескрайним горизонтам знаний и красоты.

— Вроде бежишь, работаешь, — говорит Тереза Дурова, — а если остановишься на минуту — больше все равно не можешь себе позволить, посмотришь на сегодняшний день, то удивишься: как же мы выросли, как за 25 лет прожили эти три серьезных этапа — Фестиваль клоунады, Театр клоунады и вот теперь «Театриум».

Завтра

Итак, в День Терезы для зрителей разных возрастов и на всех своих сценах «Театриум» даст семь представлений: свой главный хит — «Летучий корабль», популярный у подростков «Переходный возраст», сразу четыре спектакля для малышей: «Крошечный океан», «ТестО», «Сказки у печки», «Отшельник и роза». Юбилейный театральный марафон завершит поэт Андрей Усачев, постоянный автор театра. Ну а в фойе на втором этаже «Театриума» откроется первая фотовыставка из юбилейного цикла — всего же их будет четыре.

Тереза говорит…

О семейном театре. «Я сама себе часто задаю вопрос: как я представляю семейный театр с первого шага? В таком театре всегда открытые двери, и для ребенка есть все — значит, здесь его уважают. Здесь родителям должно быть спокойно: их ребенка не обидят, не испугают, не зададут ложного направления. Не будет грубости, скабрезности и фальши. И это тот театр, который воспитывает родителей и детей одновременно».

О кричащих детях. «Как остановить кричащего ребенка, который мешает остальным смотреть спектакль? Точно не крик мамы, а ее вопрос: «Скажи, что мне делать, когда ты мешаешь нашим соседям? Увести тебя или ты здесь останешься?..» Ребенку надо объяснять, что такое чужое пространство, в которое он входит, попадая в театр. А вообще, дети шумят на спектакле потому, что нарушен масштаб между размером маленького зрителя и размером зала/сцены. Если он маленький, а сидит далеко, не надо его упрекать в том, что он вертится. Просто спектакль от него очень далек».

О ложном посыле. «Очень приятно, когда в театр приходит вся семья: мама, папа, скажем, с тремя детьми, один из которых — совсем маленький. Но он спокойно смотрит спектакль, потому что весь его дом при нем, все свои на месте. Нет энергетики страха и волнения от чужого места. Важно, с какой целью ведут ребенка в театр. Как на особое действо, чтобы потом было о чем вспомнить? Или чтобы время убить? А ребенок очень точно понимает ложный посыл своего прихода в театр и своим неадекватным поведением на него отвечает. И еще важно, с чем ребенок уйдет из театра: что останется у него в сознании, что будет повторять…»

О жестокости. «В моих спектаклях нет жестоких сцен. Вопрос, во имя чего драка, кто побеждает в конечном итоге и каким способом. Я не готова сеять «зерно» по выращиванию слабых, бесхребетных мужчин, не умеющих защищать себя и пространство своей семьи».

О сказках. «Сказка — это как закваска: что посеешь, то и вырастет. Я должна заложить в сказки чувство долга, понимание других людей, пространство другого, понимание другой культуры, а не отрицание ее».

О гаджетах. «Когда приходишь в ресторан или кафе и видишь, что все дети «сидят» в телефонах или в наушниках смотрят мультики, то понимаешь: взрослые сделали все, для того чтобы дети им не мешали. А потом сами же на них жалуются, что они другие, с другой планеты. Так не бывает: гаджет дают им папы и мамы».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах