Пьеса Андрея Иванова впервые была прочитана на Фестивале молодой драматургии «Любимовка» в 2017 году. А потом пошла по театрам страны. В недавней «Золотой маске» участвовал спектакль «С училища» драматического театра из Шарыпова — «серые картинки в двух действиях». Главная героиня Танька учится в ПТУ. Полюбила она своего учителя философии Сережу. Казалось бы, интеллигентный человек, а проспорил их любовь приятелю, начал все подробности выкладывать в Интернет.
В холодный и дождливый вечер мы собираемся на опустевшем Преображенском рынке. Съемочной группе предстоит трудная ночь. Прежде чем выйти в ее тьму, сидим в вагончике, спасаясь от проливного дождя. Но погода благоволит: чем она хуже, тем лучше для кинематографистов. Именно в такой страшный вечер на рынке, у прилавка с надписью «Рыба», должна произойти трагедия…
Дебютантка Анна Денисова вспоминает, как ее мастер на Высших курсах сценаристов и режиссеров Павел Лунгин предложил ей почитать пьесу белорусского драматурга Андрея Иванова. Тогда и речи не шло о съемках, Аня только-только защитила диплом. «Павел Семенович мне всегда помогал. Это для меня такой тыл! Я все время советуюсь с ним. Пьеса написана для театра, многое в ней раскрыто в диалогах. Она более жесткая, чем то, что мы снимаем. Но каждый ищет и находит в ней отражения своей жизни. Андрей Иванов сам переделывал и дописывал сценарий. Я рассказывала ему свои истории. Шла совместная работа. Павел Семенович иногда нас ругал, иногда хвалил». Так рождалась картина.
До этого у Ани была совсем другая жизнь: «Я сама из Ростова-на-Дону, закончила строительный институт, работала начальником сметного отдела, хотя всегда хотела заниматься режиссурой. Но я была послушным ребенком, слушалась родителей, которые говорили: «У тебя дед — строитель. У нас династия». Мой отец — тоже строитель. Мне было 30 лет. На душе было пусто после развода. Надо было либо возвращаться в прошлую жизнь, к родителям, либо что-то меняешь. И я решила поехать учиться в Москву».
Герои пьесы не вызывают сострадания, но Анна Денисова рассуждает иначе: «Все мы слабые, грешные люди и достойны понимания».
— Трудно быть дебютанткой?
— У нас тройной дебют: художника-постановщика Маши Фоминой, которая раньше работала в паре с Сергеем Февралевым, оператора Геннадия Успангалиева и мой. Это дает нашему фильму тройную энергию. Мы все время в полете. Группа терпелива ко мне.
— Как вы искали актеров?
— Кастинг был трудным. Некоторых ребят смотрели по нескольку раз. Настя Куимова, снимающаяся в роли Таньки, прислала нам самопробу, и мы поняли: это то, что нам нужно. После чего поменялся весь актерский состав. Не могу сказать, что актеры играют: такое погружение происходит, что некоторые сцены снимаем с одного дубля. Для Насти и Васи Михайлова это своеобразный дебют, хотя оба уже работали в кино, но такие серьезные роли у них впервые. Они смелые, дерзкие, искренние. У нас много живой камеры, но мы не делаем фильм под документ. История страшная, и мы должны ее наполнить теплом, придать немного сказочности. Были же и прекрасные моменты в жизни героев.
— Сказочку про убийство расскажете?
— Сказочки про убийство, конечно, не будет. Но буквального, реалистического преступления я не хочу. Все-таки это притча.
Неожиданно у Ани наворачиваются слезы:
— Сейчас расплачусь — так переживаю за сцену…
— Где ваша железная режиссерская воля?
— Режиссер берет все, что только можно, от людей, с которыми работает. Самое главное — искренность.
— История провинциальная, а вы снимаете в Москве…
— Пьеса — белорусская, написана про Минск, а там другие обстоятельства, поэтому мы решили сделать провинциальный городок. В Москве есть районы, напоминающие отдаленные места. Единственное отличие — благоустройство, другие дороги, асфальт, разметка… В ближайшем Подмосковье не только архитектура, но и жители напоминают о провинции - так же развешивают белье, ставят стулья у подъезда, играют во дворе в шахматы и шашки…
— Ваша героиня работает на рынке, продает рыбу. Вам знакома эта среда?
— В студенческие годы я работала на рынке «Гулливер» в Ростове, продавала хот-доги. Страшные были времена. Тогда все вышли со своим товаром на улицу, привозили вещи из Польши и Турции… Все мы подрабатывали. У ворот в парк Островского стояла огромная фигура Гулливера, вокруг располагался стихийный рынок. Туда привозили фирменные, супердорогие вещи. Считалось модным не в бутиках одеваться, а на «гулливеровском» рынке. Помню, какая была трагедия, когда его сносили и всех переселяли в торговые центры. Это же был особенный мир, где все налажено, как в семье, и люди — открытые в ненависти и любви.
— Из Ростова-на-Дону вышли яркие режиссеры: Анатолий Васильев, Кирилл Серебренников, Ангелина Никонова, Александр Расторгуев...
— Когда я училась, были только коммерческие отделения по социальной рекламе, а сейчас филиал ВГИКа появился. Ростов — город нетривиальный, с южным темпераментом. Возвращаясь туда, понимаю, что все не так демократично, есть своя иерархия. Москва открыта для всех.
Актриса Анастасия Куимова играет в фильме Таньку.
— Это первая серьезная роль?
— Не первая: я снималась в картине «Ложь или действие». Чаще всего мне предлагали роли девушек, у которых все плохо, но потом что-то случается — и все становится хорошо. Сейчас востребованы веселые девочки, папины дочки, простые и легкие. Я знала содержание пьесы «С училища». Актер, который был на пробах, дал мне ее почитать, и я отправила самопробы. Я учусь во ВГИКе у Владимира Фокина. С первого курса активно хожу на пробы. Но Танька — первая моя масштабная роль, поменявшая отношение к себе в профессии. Она погружена в такие обстоятельства, о которых я ничего не знала и не могла знать, потому что была «комнатным растением». Меня любили мама с папой. В 17 лет почувствовала, что нужно преодоление, и решила вырваться из этого мира. Сложно жить, когда все хорошо. У Таньки совсем другая семья и интересы, и их нужно было присвоить.
Я воспитывалась в театре, многое про него знаю. Работала как балерина, танцевала с раннего детства, окончила Красноярское хореографическое училище. Каким-то чудом попала в сериал «Нелюбовь». У меня балетная семья. Родители 40 лет в театре. Папа до сих пор выходит на сцену. Мама работает как педагог. Брат танцует в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, сестра — прима-балерина Красноярского театра. Тетя тоже танцует. Когда она училась в Саратовском хореографическом училище, туда приезжал ассистент Эмиля Лотяну. Ее хотели пригласить в фильм «Мой ласковый и нежный зверь». А я в 16 лет поняла, что уйду из балета. Родители в меня не верили. Папа сказал: «Куда ты идешь? Раневская, что ли? Танцуй!» Но я полетела в Москву.
— До сих пор занимаетесь балетом?
— Привычка выражать себя через танец осталась. Не представляю жизни без балета. Если долго не занимаешься, то начинает все болеть. Сейчас участвую в хореографическом спектакле «Отелло» в театре Вахтангова.
Антон Момот — ученик Григория Козлова в СпбГАТИ, играет в его театре «Мастерская» роль Григория Мелехова в «Тихом Доне», снялся в фильме «Двое» Тимофея Жалнина, «Братстве» Павла Лунгина, «Кухне в Париже», сыграл Грицко в фильме «Гоголь. Начало», Клима Ворошилова в сериале «Троцкий».
— В жизни вы производите впечатление мягкого человека, совсем не брутального как на экране.
— Все зависит от психологического самочувствия. Мне нравится, когда человек создает видимость того, что он сильный, но внутри есть слабость. У меня папа такой. Он живет с ощущением, что не должен показывать слабость. К нам относится с любовью, а когда оказывается среди чужих людей, вместо того чтобы стать коммуникабельным — закрывается.
— Кто ваш герой?
— Любящий человек. Он любит женщину и хочет взаимности, но особенности воспитания, психологические барьеры приводят его на другую дорогу. В нем есть замкнутость, стремление «не стать лохом» и доказать физической силой окружающим, что имеет право на свое место. Все это зарождается в маленьких городах. Я сам из такого — Северодонецка Луганской области. У нас дискотеки заканчивались драками. На них нельзя было просто так пройти, без посвящения. Если появлялся новенький, на него налетали, начинали «проверять»… В «Мастерской» мы ставим пьесу «С училища», но там у меня роль Славика — молодого тинейджера, который провоцирует Сережу на всю эту историю.
— В «Братстве» вы сыграли Грека…
— Молодого лейтенанта по кличке Грек, мастера спорта по греко-римской борьбе, который добровольно пошел на войну. Ему хотелось заглушить боль, кому-то помочь, что-то сделать для мира. Наверное, пафосно звучит. Борец, физически сильный и упертый человек, увидев объем войны, начинает понимать, что в жизни все не так, как в кино. Это не его история, он ошибся.
— Уже можете выбирать роли?
— Пока нет. Мне надо родителей вывозить с войны… Для того чтобы вести счастливую жизнь и выбирать то, что ты хочешь, нужно сначала заработать. Я родителей забирал, когда война только началась. Они жили в Питере со мной. Потом у папы умер отец, и надо было вернуться. Тяжело там. Мой город находится на территории Украины. Заводы закрываются. Рабочих мест мало. Война — рядом, в 70 км. Мы с папой поехали на рыбалку, сидим ловим рыбу — и вдруг начинается пальба. Как град… Психологически там жить тяжело, мозг высушивается.
Спрашиваю у оператора Геннадия Успангалиева, как он собирается снимать в такой дождь, да еще в кромешной темноте.
Мы не в замерзшем океане — уже неплохо. Я начинал с документального кино. Десять лет профессионально и серьезно занимался фотографией. Когда мне исполнилось 13 лет, мы переехал во Владивосток. Там попал на съемочную площадку к Сергею Жигунову фотографом. 20 дней отработал и понял, что буду только оператором. Год снимал «Мой личный остров» на Дальнем Востоке, за свои деньги. А три года назад - первый 16-минутный короткометражный фильм «Родная душа» с ученицей Павла Лунгина — и мы получили Гран-при в Париже. У меня четыре короткометражки. «С училища» — мой полнометражный дебют. Но мы тут все дерзкие. С первого дня учу нашего режиссера Аню Денисову быть жесткой и деспотичной. А то она всех любит, всех ей жалко… В игровом кино иду от артистов. Мне важно увидеть, как они свою историю проживают, а я уже подстраиваю под них свою камеру.
Я нигде не учился — набирался опыта на съемочных площадках. Захотел снимать кино в 25 лет и ради этого переехал в Москву. Наша профессия любит смелость.
— Значит, можно быть самоучкой и чего-то достичь?
— Не думаю, что это правило. Скорее исключение. Если есть возможность, то нужно учиться. Мне повезло, что я имел возможность наблюдать, как работают мастера. Мой любимый оператор — Алишер Хамидхождаев. Мы с ним земляки, жили на соседних улицах в Ташкенте, но познакомились четыре года назад. С оператором Олегом Муту 70 дней провел на картине Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» в Днепропетровске. Поработал с Опельянцем и Осадчим.
Художник-постановщик Маша Фролова прежде работала с опытным мастером и коллегой Сергеем Февралевым на его проектах: «Я ему помогала. Он меня и подтолкнул к самостоятельной работе. Когда съемки закончатся, даже не знаю, как дальше жить. Павел Лунгин говорит, что художник должен придумывать режиссеру метафоры. Он привел в пример телегу в своем фильме «Остров». Ее привезли на площадку. Она скрипела, гремела, с трудом преодолевала мостики, но это задавало драматургию. У нас малобюджетная картина, поэтому мы сами натащили реквизит, одежду. Наш режиссер каждый день приезжала на площадку с сумками».