История о простом и человеческом вечном поиске счастья, где герои находят его в любви — это однозначно, но вот незадача: любовь эта не к супругам, с которыми герои живут уже не первый год, и путь к желанному счастью лежит через предательство, обман и измену. Где хорошо одному, там обязательно больно другому.
«Наши герои заблудились в себе, они уязвимы и беспомощны, но отчаянно ищут счастья. В их неврозах и ошибках зритель легко узнает себя. Это смех сквозь слезы, как у Чехова: в каждой шутке есть боль, а в каждой боли – надежда», – говорит режиссер Максим Меламедов.
Филлис (Кристина Бабушкина) поняла, что муж ей изменяет, да еще и с близкой подругой Кэрол (Екатерина Стулова), которая уверена, что их общий возлюбленный Сэм (Артем Ткаченко) уйдет к ней от жены, но у того совсем другие планы — он в восторге от своей новой пассии, юной красавицы (Александра Милешкина), которая некогда была пациенткой его супруги-психотерапевта. В общем, все смешалось в доме Облонских, сюжет напоминает «Забавное приключение» Зощенко, где, правда, тоже не смешно, а больно за тех, кого обманули, предали и бросили.
Крайним все дружно сделали писателя Говарда (Максим Литовченко) — романтичного, нежного, любящего и преданного своей супруге Кэрол, единственного честного и порядочного персонажа среди перемешавшихся любовников-женатиков. И слова ему не давали сказать, и шпыняли, и не замечали его присутствия, но самый обиженный оказался самым благородным. Он же мог бы претендовать на роль примера для подражания, моральный центр постановки, если бы не постоянное: «Говард, помолчи!», с которым он смиренно соглашался.
Еще один честный со всеми (кроме Филлис) персонаж — молодая любовница Сэма, которая не скрывает, что серьезных намерений на будущее с женатым любовником, годящимся ей в отцы, у нее нет, но она далеко не образец морали.
Создатели называют спектакль трагикомедией, и такой порядок соединенных слов неслучаен: в первую очередь это действительно трагедия, где люди нечестны сами с собой и с близкими, где предать — легко и просто, обмануть, скрыть измену — в порядке вещей. Однако слово «комедия» в обозначении жанра очень условно, смеяться-то здесь толком не над чем…
Есть в английском языке такое выражение «love is a verb» (с англ. «Любить — это глагол»), а раз это глагол — это действие, то выражается оно в поступках. Единственный, кто совершает поступок по любви — Говард, простивший свою супругу и принявший ее назад, несмотря на измену. Лишь один из пяти героев способен на настоящую, всепринимающую, всепрощающую, светлую любовь (грустная статистика!), и он заслуживает, пожалуй, совсем других отношений…
Вуди Аллен у многих ассоциируется прежде всего с «Полночью в Париже» — красивой историей, где главный герой американец во французской столице получает один из важнейших жизненных уроков: с самим собой надо быть честным! И помогает ему с этим небольшое чудо, сказочный элемент. Помня это, хочется надеяться, что увиденное на сцене в постановке «Одни во вселенной» — тоже сказка, не имеющая отношения к реальной жизни, и что едва пройдет полнолуние, освещающее в эту ночь дом героев, страшное злое колдовство рассеется, «превратится в тыкву».