Сергей Сироткин и его группа начали выпускать альбомы десять лет назад, и за это время вышло два полноформатных релиза и семь EP с учетом самого свежего под названием «Олень». Коллектив сложно упрекнуть в растянувшемся на декаду планомерном обнародовании примерно одной и той же музыки, но и к экспериментаторам причислять их не очень правильно. Сироткин и Ко как будто с первых же своих песен поняли, что им нравится, на что они способны и как можно понравиться публике.
Начиная в статусе компании модников, державшей курс на англоязычный репертуар, музыканты быстро поймали изменившуюся конъюнктуру и перешли на русский, но не отходя, впрочем, от импортной манеры сочинения. Иногда трудно отделаться от ощущения, будто текст изначально был английским, и в процессе создания песни подобрали русские слова, причем не по смыслу, а скорее по размеру и звучанию. Впрочем, способы музыкального шаманства могут быть самыми разными, но если в результате рождаются песни, стреляющие в десятку, вроде «Выше Домов», «Август», «Бейся Сердце, Время Биться», то разговоры о методах теряют смысл.
И даже если треки группы напоминают конструктор, то его сборкой занимаются люди с хорошим вкусом и музыкальным кругозором, позволяющим выбирать правильные элементы. Вот дань уважения советскому электропопу, а здесь тени Radiohead, инди-роковая простота вступает в альянс с гудящими синтезаторами, и все вместе превращает Сергея Сироткина и его коллектив не столько в подражателей, сколько в умельцев, создающих свой музыкальный автомат из надежных деталей.
Песни, представленные в «Олене», тоже собраны из надежных деталей. Брейк-бит, мелодии в духе A-Ha, рэпер Saluki примодненности ради, Молодежный хор Сретенского монастыря для многозначительности и размаха. И, конечно, та самая киноатмосфера, что позволила музыкантам попасть со своими треками в звуковые дорожки многих популярных фильмов и сериалов. «В черных очках так прекрасно плакалось», — заявляет Сироткин уже в заглавном треке «Лебедь Из Покрышки», и нужно признать, что коллектив снова снабжает публику и эскапистскими очками, и поводами для слез.
Однако в сборке своей весьма приятной музыки участники группы как будто понадеялись только на собственные знания и технические навыки. Волшебство же, хотя бы в размере чайной ложки, не родилось. Видимо, оно капризнее, чем драм-машины.
* * *
Beautiful Boys выпускают второй за год альбом, видимо, намекая на то, что кризис идей совершенно не их проблема. «Такая Красивая Жизнь» вряд ли тянет на концептуальную пластинку, но сквозная идея в ней все же есть. Песни словно выдержаны в духе дорожного дневника. Это, конечно, не краеведение в духе «Ленинграда», вместо правды жизни в основном романтика, но атмосфера путешествия все же есть.
Группа начинала как скромный инди-проект из Самары, но за довольно короткое время перешла в другую лигу. В данный момент коллектив во главе с фронтменом и автором песен Иваном Подгородневым занимается рок-эстрадой, причем получается у них совсем неплохо. В новых песнях нет шума и гама, которые обычно требуют от гитарных групп, но есть какая-то вызывающая неторопливость. Этим мелодиям и словам будто позволяли вести себя так, как им хочется, а не по жестким правилам производства хуков, способных удержать публику хотя бы на полминуты или сколько там сейчас необходимо ради ощущения безоговорочного успеха.
Второй по-своему удивительной приметой альбома можно назвать весьма прохладное отношение к тому, чтобы из пластинки обязательно сделать щедрое предложение. Здесь нет гостевых звезд, нет ремиксов, нет песен, специально скроенных под плейлисты и эфиры. Это просто песни, которые Иван Подгороднев, как профессиональный оперный вокалист, может просто петь, не сильно напрягаясь.
Тем не менее эмоции почти в каждом треке раздаются без всякой жадности. Подгороднев мало напоминает несчастно-романтичного Пьеро, однако любовные страдания у него получаются чуть ли не образцовыми, хотя сам Иван уверяет, что все эти песни написаны от лица вымышленного героя.
В некоторых треках есть звук и настроение, отсылающие к хитам Brainstorm. А действие песни «Ханко» разворачивается на балтийском побережье, что только усиливает подобный ассоциативный ряд. Вряд ли у музыкантов было намерение в духе «хотим звучать так же», но некоторое сходство с романтичными латышами все же есть, и в данной ситуации это еще и повод печальной ностальгии — в последнее время она вся какая-то невеселая.
Но альбом все-таки называется «Такая Красивая Жизнь», что, наверное, должно намекать на оптимизм. Намеки на него и правда есть в некоторых песнях, однако красивой здесь прежде всего является грусть. Благо в тоску у Beautiful Boys она пока не переходит.