МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Осень ещё не наступила, а цыплят уже приходится считать

В различных отраслях экономики сложилась разная ситуация - по степени напряжённости, необходимости господдержки. Где-то достаточно облегчения налогового бремени, где-то необходимы прямые финансовые вливания, где-то достаточно стимулирования.

Российский автопром, конечно, хоть и является "притчей во языцех", но это наш, отечественный производитель.

27 мая на площадке "Иннопрома" прошла экспертная сессия, посвящённая обсуждению плана спасения российской экономики. Там высказывались совершенно разные точки зрения, однако подавляющее большинство экспертов и участников рынка сошлись на том, что государству необходимо действовать гораздо более решительно, если оно и в дальнейшем планирует собирать налоги и пополнять госбюджет.

Причём меры, которые предпринимаются сегодня, пока нельзя назвать системными, они скорее отражают несколько выжидательную позицию: выживет-не выживет. Внимание правительства политически обращено на малый и средний бизнес, это понятно, это правильно; бизнес-структуры, которые давно нашли себя в списках системообразующих компаний, с ними тоже, более или менее, понятно.

Однако остаётся значительное число крупных компаний, предоставляющих рабочие места сотням тысяч сотрудников, и тоже нуждающихся в господдержке, пусть и не прямой.

На данном этапе сильно пострадали, к примеру, производители автомобилей (АвтоВАЗ, ГАЗ и другие), если с производством всё, более или менее, становится ясно, то продажи сильно затормозились... А тут ещё эти санкции, которые с 2018 года ввели США против российского автопрома и которые сильно ограничили доступ к иностранным деталям, входящим в комплект российских авто (побочный эффект глобализации рынков, будь он неладен).

Участники рынка уже 2 года назад предлагали правительству, ещё прежнему составу, подробный план восстановления этого сектора национальной экономики, однако у кабмина нашлись более важные дела.

Главной идеей этих планов была поддержка предприятий конечного продукта, которые, так сказать, "запускают" всю производственную цепочку - и эти меры не должны запоздать в нынешних непростых условиях. Иначе мы будем с сожалением наблюдать "эффект домино".

Да есть льготные кредиты, но есть и лимиты для этих льготных кредитов (3 млрд, к примеру, для компании с оборотом в 150-200 млрд - как прикажете выходить из положения?), есть госгарантии, но они отсекаются при резком падении продаж - что, собственно, сегодня и произошло.

Как выход из создавшейся ситуации эксперты, в частности, предложили поделить затраты компаний на НИОКР и подготовку производства поровну между производителями и государством, в масштабе глобального восстановления компонентной отрасли России, а не в целях поддержки отдельных компаний - ГАЗа, КАМАЗа, "Соллерса" и т.д.

При этом на мероприятии в "Иннопроме" профильный вице-премьер Юрий Борисов, в целом, высказался за подобный "перезапуск" экономики - через рост системообразующих отраслей, в том числе автомобилестроение, судо-, авиастроение, ТЭК и строительство. Вице-премьер даже напомнил, что одно рабочее место в этих отраслях "генерирует" целых шесть рабочих мест в других.

Собственно - дело стало за проявление политической воли, как я понимаю? Или за Минпромторгом? Или опять президент должен ручку на стол бросить?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах