МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

ЕС ускорит введение ценового лимита на российскую нефть

Контролировать соблюдение новой международной нормы будет непросто

Евросоюз предсказуемо решил форсировать введение ценового потолка на российскую нефть. Казалось, тема отложена в долгий ящик, но ситуация изменилась после объявления в РФ частичной мобилизации. По данным Bloomberg, альянс намерен включить меру в новый пакет санкций, который примет в ближайшие недели. Но есть ли в этом практический, а не политический смысл?

Фото: Maksym Kaharlytskyi/Unsplash.

Восьмой по счету пакет ограничений со стороны ЕС может затронуть, в частности, сферу информационных технологий, кибербезопасности, разработки программного обеспечения, а также предметов роскоши, сообщает Financial Times со ссылкой на еврочиновников. При этом в Брюсселе признают: согласовать конкретные параметры санкций между всеми 27 государствами-членами будет непросто. Как заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, уж лучше бы европейцам вообще не упоминать пакет номер 8, поскольку это нервирует рынки, усиливает инфляцию и энергетический кризис в еврозоне.

В принципе, установить предельный уровень цен на российскую нефть Запад собирался задолго до старта мобилизационной кампании в РФ. Конкретные очертания эта идея обрела 2 сентября, на онлайн-саммите министров финансов «Группы семи» (G7), где была достигнута соответствующая договоренность. Цель – добиться снижения сырьевых доходов России и ее способности финансировать военные действия на Украине, а также – уменьшить влияние этой прибыли на мировую конъюнктуру углеводородов. При этом размер потолка участники так и не определили, решив вернуться к данному вопросу позже.

Но главная особенность действия механизма вводимого лимита состоит в эмбарго на обслуживание морских перевозок нефти и нефтепродуктов из России, закупленных по превышающей потолок цене. Кроме того, будет запрещено страхование и финансирование компаний, осуществляющих транспортировку.

Изначально предполагалось, что эта мера вступит в силу 5 декабря. Возможно, теперь представители ЕС попытаются сдвинуть ее на более ранний срок. Как подсчитало Международное энергетическое агентство, из-за потери рынков сбыта Россия будет вынуждена сократить добычу примерно на 2 млн баррелей в сутки. Вместе с тем, по оценкам аналитиков компании Kpler, Москва найдет покупателей как минимум на половину объемов нефти, от которой намерен отказаться Евросоюз. Речь идет об Индонезии, Пакистане, Бразилии, ЮАР, Шри-Ланке и ряде стран Ближнего Востока. Совместно они смогут покупать до 1 млн баррелей российской нефти в сутки. 

«ЕС может согласовать ценовой потолок на нефть быстро, поскольку такие страны как Венгрия и Словакия, которые критически зависят от поставок нефти из РФ, уже получили исключения из эмбарго. Соответственно, они вряд ли будут ветировать подобные решения ЕС», – рассуждает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.

На его взгляд, запрет ЕС на морскую транспортировку, страхование и перестрахование российской нефти не будет распространяться на грузы, направляющиеся в третьи страны – в случае, если цена продажи укладывается в потолок.

Станет ли сам Евросоюз закупать такую нефть или останется верен введенному эмбарго – это еще предстоит увидеть. Более вероятно, что эмбарго сохранится. Что касается параметров лимита, они, по мнению Мельникова, уложатся в диапазон $40-60 за баррель, причем, скорее ближе к нижней границе. Наверняка в Брюсселе учтут, что бюджет РФ на 2023 год сформирован исходя из цены в $60 за баррель. Заметим, что в конце лета баррель марки Brent стоил на мировом рынке свыше $100, сейчас опустился к $90.

«Вероятность того, что ЕС установит предельный уровень цен на российскую нефть, достаточно высока, – считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – И, поскольку с 5 декабря заработает европейское эмбарго на морские поставки, этот потолок коснется экспорта из РФ уже не в страны Запада (США и Великобритания отказались от наших углеводородов ранее), а в другие регионы мира – Азию, Африку, Латинскую Америку».

Судя по всему, запрет будет в основном выполняться, поскольку рынок морских перевозок и их страхования сосредоточен в европейских и американских компаниях. Что касается размера ценового лимита, он, с одной стороны, будет выше себестоимости добычи и транспортировки, а с другой – ограничит возможность получения существенной прибыли российскими поставщиками. Это могут быть $60-70 за баррель, полагает аналитик.

«Однако все эти меры сложно контролировать, – подчеркивает Гойхман. – Китай и Индия пока не выражают готовности присоединиться к пакту, стать частью «широкой международной коалиции», которую декларирует G7. Москва же предупредила, что не будет продавать нефть инициаторам эмбарго.

Таким образом, создаются условия для явных и неявных возможностей преодоления лимита. Тем более, что с его введением мировые цены наверняка подскочат – по прогнозам, до $120-130 за баррель. И у многих покупателей будет велик соблазн приобретать сырье по ценам ниже этих рыночных, но выше «потолочных». А перевозки и страхование могут в большей степени начать осуществлять азиатские компании, когда поймут, что это им выгодно».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах