И вот сейчас эта сложносочиненная история раскручивается снова. Правда, в несколько измененном варианте. «Законопроектом предусматривается запрет на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности для профессиональных коллекторских организаций — российских юридических лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении РФ недружественные действия», - говорится в официальном отзыве правкомиссии.
Таким образом, речь идет исключительно о профессиональных коллекторских структурах, тогда как под действие указа в его первоначальной редакции подпадали также банки и микрофинансовые организации (МФО). Изначально предполагалось, что документ вступит в силу с 1 февраля 2024 года. Однако Минэкономразвития в своем отзыве не поддержал его. Аргументы ведомства Максима Решетникова звучали так: во-первых, в России уже действуют ограничения на вывод средств для нерезидентов из «недружественных» стран, во-вторых, взыскание просроченной задолженности с физических лиц регулируется законом «О взыскании», в-третьих, изложенные в пояснительной записке доводы Минюста могут быть применимы к любому рентабельному бизнесу с участием «недружественных» лиц.
Между тем, деятельность в РФ филиалов иностранных агентств по взысканию запрещена еще с 2010 года. Но при этом нерезиденты могут вкладывать свои средства в российские коллекторские компании. То есть, у юрлиц, которые зарегистрированы по законам РФ и платят налоги в бюджет страны, уставной капитал и технологии взыскания могут быть частично иностранными. По состоянию на август 2025 года, в открытом для всеобщего доступа реестре коллекторских агентств (их ведет Федеральная служба судебных приставов, ФССП), содержатся данные о 645 компаниях. Сколько среди них имеют иностранных учредителей, точно не известно. По мнению экспертов, речь идет о нескольких десятках.
Как сказано в отзыве правкомиссии, реализация положений законопроекта позволит ограничить вывод за рубеж доходов, получаемых этими организациями. А также — защитит от возможной утечки с их стороны персональных данных граждан РФ. Но есть одно «но»: чтобы мера сработала, необходимо «установление более четких критериев определения связи таких организаций с государствами из недружественного списка».
То есть, сами коллекторские агентства должны будут направить в ФССП сведения об акционерах, в том числе о бенифициарах, с долей капитала более 25%. Включая, прежде всего, информацию о гражданстве учредителей-физлиц.
Как отмечают в Госдуме, связанные с «недружественными» государствами коллекторы продолжают не только получать прибыль в РФ, но и сохраняют возможность вывода доходов за рубеж. Несмотря на санкционное давление в отношении России.
«Я не вижу проблем с технической реализацией меры, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Если законопроект утвердят, таким организациям с долей иностранного участия придется либо закрыться, либо сменить юрисдикцию - в рамках соответствующих подзаконных актов. Что касается мотивации, надо помнить об общем контексте: государство пытается обелить экономику и, в частности, повысить прозрачность деятельности коллекторских агентств. Это процесс постоянный и необратимый. Кроме того, у властей есть сомнения в чистоте действий ряда коллекторских агентств, когда, например, они приобретают у банков долги по одной стоимости, а продают на сторону по другой. И дело тут не в учредителях из «недружественных» стран, просто эти ребята попали под раздачу».
Кроме того, поскольку сейчас сняты ограничения по выводу средств из РФ для резидентов 144 «дружественных» государств, все прекрасно понимают, что этим могут воспользоваться и работающие в РФ представители «недружественных» стран, включая коллекторов. Так что цель понятна, рассуждает Масленников, — закрыть все потенциальные финансовые лазейки, исключить разного рода схемы с участием посредников и доверенных лиц. Плюс, это можно рассматривать и как российский ответ на ужесточение Западом санкционной политики. Вот такая многосложная мотивация.