МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Маршрут лидерства

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Руслан Озарнов — о драйверах технологического лидерства страны

Сегодня мы садимся в «Сапсан» или «Ласточку», включаем ноутбук и за несколько часов доезжаем из Москвы в Нижний Новгород, Тверь или Санкт-Петербург. Удобные вагоны, высокая скорость и беспроводной интернет стали привычным делом. Но за кажущейся простотой — тысячи инженерных решений: особый профиль рельсов, новый тип вагонов и даже запуск космических спутников. Сотни инженеров, металлургов, программистов, логистов годами трудятся над подобными проектами и разрабатывают новые технологические решения.

Фото: rosacademtrans.ru

Именно эти решения закладывают основу для технологического лидерства нашей страны. Не импортозамещение, не копирование западных образцов — а создание своих ноу-хау. Такие инновационные разработки не просто помогают строить независимую экономику, но и создают базу для экспорта технологий за рубеж. Решения могут быть самыми разными — от новых видов материалов для вагонов поезда до инновационного интерфейса.

Возможностей для появления таких разработок сегодня всё больше благодаря поддержке институтов развития. В этом году президент Владимир Путин поручил ВЭБ.РФ при определении перспективных проектов обращать внимание на задачи достижения техлидерства. У госкорпорации есть большой опыт работы как со стартапами, так и с масштабными проектами в этой сфере, а само технологическое лидерство обозначено как одно из ключевых направлений в стратегии развития до 2030 года. Результаты этой работы вскоре могут оценить, например, пассажиры поездов на высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва — Санкт-Петербург». При участии организации развития создано национальное производство высокотехнологичного подвижного состава. Проект сложный и во многом даже удивительный: к примеру, стабильный интернет в вагонах будут обеспечивать низкоорбитальные спутники.

А вот для обеспечения стабильной связи «на земле» у России есть другая технологическая разработка — ТрансЕврАзийская волоконно-оптическая линия связи (ТЕА). ВЭБ и Альфа-Банк уже направили на проект, реализуемый с использованием «Фабрики проектного финансирования», более 5 млрд рублей. В строительстве магистрали протяжённостью 11 тыс. км задействовано более 5 тыс. человек, а сама линия пройдёт через 27 регионов России — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Она не только обеспечит стабильную связь внутри страны, но и может быть расширена на Азию — в Монголию, Китай, Японию.

Почему этот проект важен? Количество инцидентов на ключевых узлах мировой коммуникационной сети с каждым годом растёт: подводные кабели показали свою уязвимость. Инфраструктура ТЕА лишена этих недостатков, она станет краеугольным камнем в развитии стабильных, независимых коммуникационных систем. И здесь используются отечественные разработки — например, особые оптические волокна российского производства.

По тому же принципу, что лежит в основе защищённых коммуникаций — создание полного цикла отечественных разработок и производства, — реализуются и другие масштабные инициативы. Речь, например, об электромобиле «Атом», в создании которого также участвуют институты развития. Все ключевые комплектующие — отечественные: от систем навигации до программного интерфейса. В стране уже есть необходимые производственные мощности: контрактную сборку планируется осуществлять на заводе «Москвич» на оборудовании, принадлежащем АО «КАМАЗ».

Именно так, проект за проектом, и создаётся технологическое лидерство. Это экономические стимулы, которые прямо сейчас задают стандарты для сотен российских предприятий и зарубежных партнёров в самых разных сферах. От тяжёлого машиностроения, которое производит уникальное оборудование для тоннелей и магистралей, до микроэлектроники для систем управления и программирования сложнейших цифровых платформ. Только так, концентрируя ресурсы на прорывных направлениях, можно строить суверенную экономику, способную отвечать на вызовы времени.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах