О том, что столичный автопарк начал сокращаться в абсолютных цифрах, сообщил ТАСС глава Центра организации дорожного движения Михаил Кизлык. Что касается снижения числа ездящих по дорогам автомобилей, здесь статистика куда внушительнее, причем не первый год: с 2019 года, по данным того же ЦОДД, количество машин на дорогах сократилось на 270 тысяч единиц.
«Это говорит о перераспределении транспорта в пользу городского, который в городе достаточно эффективно развивается», — отмечает чиновник. По данным центра, сейчас 70% поездок по городу совершается на общественном транспорте и лишь 30% — на личных автомобилях.
Притом что доля личных автомобилей по-прежнему достаточно внушительна, «пессимизация» дорожного движения для частников-автомобилистов заметна невооруженным глазом. Сокращение числа парковочных мест и неуклонное введение платных парковок, усложнение разметки, которая теперь рассчитана прежде всего на общественный транспорт… И одновременно строительство новых линий и станций метро, реконструкция пригородных железнодорожных направлений. Все это играет в пользу деавтомобилизации повседневной жизни москвича.
Да, но сейчас речь пошла уже не о том, что машины встают на прикол у подъездов, чтобы по выходным выезжать, скажем, на дачу или несколько раз в год в путешествия. А о том, что десятки тысяч горожан принимают окончательное решение: перестать быть автовладельцами.
— Человек существо прагматичное, по крайней мере среднестатистический человек, — рассуждает специалист по подбору и ремонту подержанных автомобилей Алексей Островский. — Если получается так, что большую часть времени машина не используется, рано или поздно приходит мысль: может, ее продать? Ведь каких-то расходов она требует, а за время длительной стоянки теряет форму и товарный вид.
Одним из факторов снижения численности московского автопарка может быть уход с дорог довольно значительного числа водителей из поколения пенсионеров-дачников, говорит Островский. Любителей этого вида досуга уже в следующем поколении немного, а многие пожилые водители по состоянию здоровья бросают баранку, пересаживаясь на электричку или выезжая весной на дачу на наемном грузовичке.
На число зарегистрированных автомобилей влияет и резкое сокращение количества гаражей в Москве, добавляет эксперт. При сносах старых гаражных кооперативов обнаруживаются десятки фактически бесхозных автомобилей. Хозяева или их наследники, чтобы не платить налог, снимают их с учета для утилизации или продают на разборку. Тем более что хранить технику и правда становится негде.
Наконец, ГИБДД планомерно ведет работу по снятию с учета «выморочных» автомобилей — тех, владелец которых скончался, а значит, регистрация перестает действовать. Чтобы вернуть автомобиль на учет, наследникам нужно вступить в наследство, но не все готовы проходить эту процедуру. А значит, исход тот же: машина направляется либо в разбор, либо на вторичный рынок, и чаще всего в регионы.
— Вся европейская Россия по-прежнему с радостью берет московский автопарк, было бы предложение, — говорит Островский. — Но вот с предложением как раз все грустно. Кроме одного сегмента: по-прежнему на рынок б/у техники выходят бывшие таксомоторы, отслужившие свой беспроблемный ресурс в столице.
Новые поколения автомобилей в корпоративных и таксомоторных парках, проще говоря «китайцы», могут, по словам собеседника «МК», и вовсе не выйти впоследствии на вторичный рынок. Вполне может быть, что по некоторым маркам легковых машин ситуация будет такой же, как недавно со строительными самосвалами: купленные под проект, они по окончании срока службы списываются прямо на утилизацию или встают «под забором».
Вот только ездить по Москве от этого не становится легче. Потому что за последние годы горожане уже привыкли к машинам с «чужими» номерами во дворах как к массовому явлению. Это не только туристы (кому хочется платить за парковку?), но и новые москвичи, имеющие в столице работу и снимающие квартиру. Они привыкли к высокой автомобилизации дома и просто так с дорог не уйдут. А значит, пробки все-таки будут вечными…