МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Помог ли Светозаров Достоевскому?

Позитивные заметки после депрессивного фильма

Бандитский Петербург. Страшный, нелепый, грязный. А в центре главный герой — агент национальной безопасности. Наверняка остряки припомнят режиссеру Дмитрию Светозарову все предыдущие его “нетленки”, оценивая нынешнюю, с названием простым и незамысловатым — “Преступление и наказание”.

Весь вопрос — кто у кого в соавторах: Светозаров у Достоевского или наоборот. Чаще же бывает наоборот. Но в этот раз в этом конкретном фильме мы видим, чувствуем, понимаем не просто великого писателя земли русской, а Федора Михайловича в квадрате. Так все наслоено, так густо замешано — и не продохнешь. Достоевщина, одним словом!

Грязный Петербург, грязные люди (изнутри прежде всего грязные), но в каждом персонаже виден свет в конце туннеля.

У каждого свой Бог, свои низкие истины, свое оправдание. “Черный пес Петербург” в фильме, как и в романе, — один из главных героев. Это та Россия, которую мы потеряли, о которой так кричат наши либералы и монархисты. Это их мечта?! Город, который тебя съедает с потрохами; дом, скрежещущий душу, будто нож по стеклу; комнатка, в которой если что и можно, то только удавиться. Все это есть у Достоевского, все это есть в фильме у Светозарова.

Владимир Кошевой, играющий Раскольникова, точен в мазках, глаза огромные, как у Христа на распятии, но болезненные, пугливые, как у заблудшего грешника. Конечно, его будут сравнивать с тем старым Раскольниковым, кулиджановского “Преступления…”, в исполнении Георгия Тараторкина. Много схожего, но Кошевой все-таки другой, даже отталкиваясь только лишь от его фактуры. Какой-то более жалкий, что ли. Андрей Панин (Порфирий Петрович) — все-таки это… Андрей Панин. Кажется, он так и не выпрыгнул из собственного образа, не ушел в даль, остался самим собой. Для самого человека, возможно, это хорошо, но для артиста… И здесь на горизонте маячит недосягаемая высота Смоктуновского, просто-таки вжившегося в Порфирия.

Блистателен Юрий Кузнецов в образе Мармеладова. Артист неограниченных возможностей!

По-актерски фильм выстроен почти безукоризненно. Но так темно! Так депрессивно — жить не хочется. И смотреть… не то чтобы не хочется. Просто надо сделать над собой сверхусилие. Правильно, стоит ли опускаться до зрителя-обывателя, по-наркомански кайфующего исключительно от нашего телеюмора и всяческих смертоубийственных программ. Тут думать надо, чувствовать! Но наш пластмассовый мир не создан для этого. Значит, надо идти на компромисс, чтобы тебя смотрели. Только вот надо ли?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах