Вот и все, что на данный момент было известно о судьбе знаменитой скульптуры. Площадка у ВДНХ обнесена забором и недоступна взорам. Но “МК” удалось проникнуть за “железный занавес” и увидеть, что сейчас происходит с шедевром Веры Мухиной.
Разобранных “Рабочего и колхозницу” от народа скрывают. Официально договориться с руководителями строительства о посещении стройплощадки нам так и не удалось, хотя усилий было приложено немало. А вот для нелегального прохода даже стараться не пришлось — корреспонденты “МК” проникли на строительство, просто перебравшись через забор.
Вокруг нас обычная суета, какая бывает в месте, где одновременно работает множество людей. Мимо с грохотом проезжают краны. Рядом что-то бурят и сверлят. На сложенных блоках курят строители.
На стройплощадке стоят два огромных павильона, окутанных строительными лесами. Под одним строится многоэтажное основание памятника. В другом, полом, идет непосредственная сборка “Рабочего и колхозницы”.
Сначала мы посетили постамент. Внутри холодно, мокро и темно. На полу от стены до стены вода. Перемещаться приходится, прыгая с доски на доску. Импровизированные мостики неприятно разъезжаются и чавкают. Медленно поднимаемся вверх. Шестой этаж — последний.
Самое интересное — посмотреть на сборку скульптурной композиции. Входим в соседний со строящимся постаментом гигантский павильон, напоминающий самолетный ангар. С первого взгляда “Рабочий и колхозница” больше напоминают гигантского человекообразного ежа. Из недоделанных рук и ног под всеми углами торчат металлические трубы, опутывающие памятник. Рядом с ногой (судя по более женственным очертаниям, колхозницы) стоит уменьшенная копия памятника, покрытая цифрами, обозначающими металлические листы, из которых состоит скульптура.
— Стройка идет полным ходом, мы придерживаемся графика, — рассказывают строители. — В здании, на котором будет стоять памятник, как мы знаем, будет располагаться культурный центр.
Рабочие говорят, что работают в две смены. Перебоев с деньгами и материалами нет. Общая высота постамента составит 35 метров, высота скульптуры — 24 метра, общая площадь павильона-постамента достигнет 8 тыс. кв. метров. Единственное, что нам не смогли назвать точно, — дату сдачи объекта.
Напомним, что скульптура “Рабочий и колхозница” делалась специально для Парижской выставки 1937 года. Более того, французам тогда так понравилась работа Веры Мухиной, что они хотели ее купить у нас. Не продали. В 1939 году скульптуру установили перед входом на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку (ВСХВ—ВДНХ—ВВЦ). В 1947 году “Рабочий и колхозница” стала символом киностудии “Мосфильм”: с ее изображения на фоне Спасской башни Кремля начался фильм Григория Александрова “Весна”.