МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Людей топят как хотят

Гибель “Булгарии” — не ЧП, а массовое убийство: хозяева судна осознанно рисковали пассажирами

12 июля — день траура по погибшим при кораблекрушении теплохода “Булгария” на Волге. Жертв более ста — дети, женщины, мужчины, пенсионеры. Они долго готовились к этой поездке — оформляли отпуска, паковали чемоданы, закупались кремами от загара, настраивали фотоаппараты, чтобы потом выложить эффектные фотографии на своих страничках в соцсетях... Увы, этих фотографий не будет. Для них уже вообще ничего и никогда не будет. А нам останутся снимки поисковой операции (не спасательной — спасать уже вчера было некого) и страшные вопросы: почему это произошло? Нелепица, глупость — утонуть на середине реки в летний день только из-за того, что не были соблюдены элементарнейшие нормы безопасности. Один дурак выпустил на маршрут неисправное судно, другой не проследил, чтобы сводка погоды попала на борт, третий на свой страх и риск перегрузил старую лоханку людьми, четвертый в шторм неловко повернул штурвал, пятый не захотел остановить свое корыто, чтобы помочь утопающим... Слишком много дураков хотели утопить несчастную “Булгарию”. Она не выдержала их веса. И пока такие люди будут хоть за что-то отвечать — неважно, на каком посту, номер один или номер триста тридцать три, — дни траура в нашей стране будут объявлять регулярно. Потому что таким людям плевать — не только на чужие жизни, но и на свои собственные.

Фото: Reuters

“Мы смеялись: мол, воду убрать не могут”

В Республиканской клинической больнице Татарстана до сих пор остаются пятеро пассажиров “Булгарии”. Почти у всех — ссадины, ушибы и шоковое состояние.

Мать 33-летней Натальи Ворониной ни на минуту не отходит от дочери — женщина неподвижно лежит на больничной койке, уткнувшись головой в подушку, и лишь повторяет: “Если бы я ее тогда схватила, удержала…” Трагедия разлучила ее с 10-летней дочерью Дашей.

— Наташа рассказывала, что они были на палубе, когда начался этот кошмар. Люди начали хватать жилеты, которые были сложены в определенном месте, — пересказывает слова дочери Людмила Анатольевна. — Наташа только успела надеть жилет на Дашеньку, как ее смыло волной. Последнее, что она помнит, — как девочку уносило по коридору. Сама Наташа выплыла последней — ее сразу подхватили и усадили на шлюпку. А внученьку нашу так и не нашли — до сих пор нет никаких известий…

Гульнара Зарипова в двухдневный круиз отправилась вместе с дочерью и еще шестью коллегами по работе. Зариповым удалось спастись, о судьбе друзей они ничего не знают.

— В час дня после обеда мы собрались на палубе, разговаривали, смеялись, обсуждали экскурсию на остров. Внезапно корабль начало качать довольно сильно, — вспоминает женщина. — Мы все спустились вниз, а там было полно воды. Мы, дураки, тогда еще начали смеяться: мол, воду убрать не могут…

В следующую минуту Гульнара увидела дочь, которая с криками “тонем!“ бежала к матери со спасательным жилетом.

— Мы побежали обратно наверх, но меня все время отбрасывало от одной стены к другой. Дальнейшее я помню плохо: воды было настолько много, нас будто в водоворот затянуло. Я помню, как мои ноги оказались на потолке… Пришла в себя я уже в шлюпке.

Всего, как вспоминает женщина, спасательных лодок было три.

— Нас, женщин и детей, потом переправили в другую шлюпку, так как наша начала протекать. Сидели, как мне кажется, мы там часа полтора. Пока не подошло спасательное судно.

В один момент они поняли, что спасение близко: неподалеку пассажиры увидели теплоход (это был сухогруз “Волга-Нефть”. — Авт.).

— Он шел прямо на нас. С другого плота начали запускать сигнальные ракеты, кричали. Но судно почему-то прошло мимо, — недоумевает женщина.

Также Гульнара утверждает, что никакой помощи от команды пассажирам оказано не было — все боролись за жизнь самостоятельно.

— Я помню парня, который вытаскивал всех из воды в шлюпку. Я потом у него хотела хотя бы имя узнать — ведь он был и моим спасителем. Но он не сказал, а потом я потеряла его из виду.

фото: РИА-Новости

Родственники сидят за столами в напряжении. У многих, в том числе мужчин, слезы на глазах. Чиновники что-то полушепотом уточняют, говорят негромко, в воздухе тревожная тишина. Слышен только звук работающего телевизора, который настроен на круглосуточные новости.

Все хотят помочь, но что тут можно сделать? На машине к штабу подвезли свежую выпечку в буфет, приготовили чай. К нему никто не притрагивается. По ТВ в это время говорят, что со дна подняли тело девятого пассажира.

В штабе среди ожидающих много молодых людей. Один из парней с красными глазами вдруг не выдерживает, начинает нервно кричать чиновникам: “Вы бы ж… рвали, когда ваши бы там были! А вы тут сидите! Со вчерашнего дня ничего не знаем!“

“Да он увидел, что пароход начал тонуть, и сам первый к выходу побежал! Никому ничего не сказал! “— одна из спасенных с теплохода начала громко рассказывать о ком-то из членов команды.

Кто-то пускает информацию, что в Камском Устье подняли уже больше двадцати человек. Проверить это невозможно. Зашел мужчина. Еле сдерживая себя, начал цедить сквозь зубы, что информации никакой, а ему уже позвонили, чуть ли не приглашают на опознание. Успокаивают: если официально тела нет — значит, надежда еще есть.

Матрос «Булгарии» говорит, что капитан заставил их выйти в рейс. фото: Анастасия Гнединская

“У меня друг, Руслан Касамов, невесту потерял, — рассказывает Владимир Ширыбыров. — Он был в каюте, смотрит — вода в иллюминатор начала захлестывать. Люди не успели выбежать на палубу, многие были в каютах, в душе, кто где. Руслан хорошо плавает. Нырял, ломал перегородки. Сестренку спас. А девушка побежала за вещами. Он сказал: да брось ты! Она все равно побежала”.

“Капитан приказал, и мы вышли на маршрут”

Штаб развернули в прогулочном теплоходе, пришвартованном в Казанском речном порту. Со вчерашнего вечера сюда стекаются люди, потерявшие в том кошмаре родных и близких.

“Могли же люди доплыть до острова, ну скажите, что могли…” — женщина задает всем один и тот же вопрос. Ответ на него она и сама знает, но все же надеется.

На пирсе рядом со штабным теплоходом курит мужчина лет 50. Делает несколько глубоких затяжек, но сигарета выпадает из трясущихся рук. Александр (имя по его просьбе изменено) работал на “Булгарии” первый год — с начала навигации. Правда, свою должность он не называет, впрочем, как и многие из выживших членов команды: все они надеются вернуться на флот.

— Если бы не тот злосчастный движок, — в сердцах говорит мужчина, — все бы обошлось. Ведь мы же вышли из порта с одним движком. Если бы не это, то никакая волна нам была бы не страшна: вырулили бы…

— Но как же вы вышли в рейс с одним двигателем? — уточняем у мужчины.

— Мы — люди подневольные: нам приказали, мы и вышли.

Как говорит Александр, двигатель сломался еще перед рейсом. Была вызвана бригада мастеров, но на устранение неисправности ушло бы несколько дней. А билеты на рейс были уже проданы.

Естественно, о неисправности сразу было доложено капитану. Он знал об этом, но сказал идти так.

фото: Reuters

О том, что произошло на корабле, матрос говорит сбивчиво:

— Поднялся сильный ветер, корабль накренился. Машинное отделение затопило буквально за полторы минуты. Отключились связь и электричество — мы даже не смогли отправить сигналы SOS.

Из-за отказа электроприборов команда не смогла по громкой связи оповестить пассажиров о ЧП. “Мы кричали всем людям, чтобы они бежали на левый борт — тогда судно не дало бы такой крен. Но люди в панике ничего не слышали…”

В разговор вступает парень лет двадцати — тоже Александр. На “Булгарии” он работал вместе с отцом-боцманом. Сыну удалось выплыть, отцу, увы, нет.

— Я был в кубрике, когда все это произошло. Сразу побежал наверх, чтобы отсоединить спасательные шлюпки. Но я не успел сделать этого — меня смыло волной.

— Неужели на “Булгарию” не передавали метеосводки о погоде в той местности?

— Передавали, сводку о штормовом предупреждении незадолго до случившегося радист принимал, — говорит Александр. — Но мы ведь в такую погоду уже не раз выходили в рейс. И все было нормально.

Одной из наиболее вероятных версий крушения называют перегруз судна. Правда, члены команды, с кем нам удалось поговорить, это отрицают.

— Может, и было несколько человек без билетов, но ведь это никоим образом не может стать причиной перегруза, — в один голос говорят члены команды.

Опровергают они и информацию о том, что многим пассажирам просто не хватило спасжилетов.

— Жилеты находились в каюте у каждого пассажира. Но, поняв, что происходит неладное, люди бежали из комнат, забыв о спассредствах.

На утонувшем теплоходе Руслан, который сейчас находится в больнице с порезами обеих ног и руки, работал мотористом.

— После вахты я спал в своей каюте в трюме. Проснулся как обычно — к обеду. Посмотрел на открытый иллюминатор и ужаснулся — через него в каюту заливалась вода. Все мы, команда, прошли инструктаж на случай ЧП — как нас учили, я схватил спасжилет и побежал на верхнюю палубу. Там был настоящий кошмар — люди плакали и кричали.

По коридорам Руслан побежал еще выше, чтобы помочь другим матросам спустить на воду спасательные шлюпки. Но по пути его в буквальном смысле слова смыло потоком воды в одну из ближайших кают.

— Вода и помогла мне выжить — так как я был в спасжилете, меня вытолкнуло к иллюминатору. Я разбил стекло и сквозь это отверстие смог вырваться на поверхность.

Руслан называет свою, отличную от официальных, версию трагедии.

— Было очень душно, поэтому во всех каютах иллюминаторы были открыты. Сквозь них вода могла попасть сперва в каюты, а потом и в машинное отделение, — считает молодой человек.

О судьбе своих товарищей Руслан почти ничего не знает.

— Видел, что выжил старпом. Еще несколько членов экипажа. Капитан же вместе с женой погибли — это я точно знаю.

По словам Руслана, когда они уже находились в шлюпках, то увидели проплывавший мимо сухогруз “Арбат”.

— Одна женщина сняла майку, мы навязали ее на весло и начали махать им. Но “Арбат” так и не оказал нам помощь. Хотя на том расстоянии, что они были, не разглядеть на воде шлюпку невозможно…

 

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах