История болгарки Цветки Тодоровой могла бы остаться рядовым случаем мошенничества, если бы не ее наглость и масштаб преступления. Напомним, что в мае 2024 года она была приговорена к трем годам тюрьмы за участие в беспрецедентной по размаху афере: банда, частью которой она была, похитила 6 тысяч личных идентификаторов и создала целые «фабрики пособий» в Лондоне, чтобы украсть у британской системы социального обеспечения более 54 миллионов фунтов стерлингов.
Подделывая договоры аренды, платежные ведомости и справки врачей, банда преступников систематически грабила государство на протяжении четырех с половиной лет. Однако, отбыв часть срока, который сама Тодорова цинично назвала «отпуском», где она успевала делать маникюр и прически, женщина вышла на свободу и практически сразу подала заявление на получение нового пособия. Как выяснила британская пресса, она вернулась в свой дом в лондонском районе Эрит и вместе с мужем стала получать выплаты, заявив, что её супруг получает около 1300 фунтов в месяц, а ей полагается около 200 фунтов.
Публикация этого расследования заставила Департамент труда и пенсий (DWP) немедленно начать проверку. В итоге ведомство постановило, что Тодорова должна будет вернуть все неправомерно полученные после освобождения деньги. Более того, впереди у нее слушания по конфискации имущества в рамках законов о доходах, полученных преступным путём.
Однако сама мошенница демонстрирует поразительное спокойствие и уверенность в своей безнаказанности. В интервью, которая она дала из своего лондонского дома, женщина заявила, что британские власти не смогут дотянуться до ее активов. По ее словам, лондонская квартира сдается в аренду, а дом с двумя спальнями в Болгарии, оцененный следствием в 90 тысяч фунтов и используемый семьей «для отдыха», оформлен на нее и мужа совместно, что, по её мнению, делает его неуязвимым для конфискации. Она также пожаловалась на «сильный стресс» и необходимость починить «сломанные» зубы, словно оправдывая свое обращение за пособием. При этом Тодорова наотрез отказалась извиняться за содеянное, продолжая настаивать на своей невиновности, несмотря на ранее данное признание.
Ситуация с ее сообщниками также неоднозначна. Из пятерых членов банды, включая Тодорову, четверо уже на свободе под залогом иммиграционной службы в ожидании возможной депортации. Однако процесс затягивается из-за необходимости завершить конфискацию имущества. Троим из них недавно суд предписал вернуть в общей сложности лишь 1 миллион фунтов из украденных 54 миллионов, поскольку, как заявил прокурор, это суммы, которые удалось «реально отследить». Одна из соучастниц Патриция Панева, заработавшая на афере не менее 225 тысяч фунтов, теперь, по словам соседей, ведет расслабленный образ жизни в Восточном Лондоне, целыми днями куря у порога в халате. Власти пытаются вернуть еще около миллиона фунтов стерлингов, но это капля в море по сравнению с общим ущербом.
Как заявил представитель правительства Великобритании, в случае обвинения в мошенничестве к любым будущим заявлениям о пособии применяется «санкция потери пособия», но, как показывает пример Тодоровой, это не всегда срабатывает автоматически.