Речь идет об одном из старейших зданий на обширном участке усадьбы Никиты Акинфиевича Демидова — богатейшего промышленника и горнозаводчика. Многие знают этот участок, фасадом выходящий на Мясницкую, как Старый почтамт (в отличие от современного Главпочтамта, этот находится дальше, за Мясницкими воротами). Одноэтажный дом находится «на задворках» старой усадьбы, выходит в переулок Огородная слобода. И выглядит, признаемся, попросту отвратительно. Человек в архитектуре не сведущий — посмотрит и скажет: барак, давно пора сносить.
Но с прохожих (и даже с рядовых землевладельцев) спрос небольшой: охраной наследия должны заниматься профессионалы, не так ли? Между тем, в 2018 году, когда в реестр объектов культурного наследия вошел весь комплекс Старого почтамта главный корпус 1800-х годов постройки, еще шесть строений, в том числе конструктивистский корпус Газетного почтамта. А флигель — который, похоже, старше всех остальных теперь уже памятников — нет: видимо, слишком некрасив.
- Люди постоянно спрашивают, что же можно сделать с такой «развалиной», если вся красота уже будто бы потеряна, - говорит координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин (именно эта организация обратила сейчас внимание на судьбу дома). - Ответ простой: реставрировать. Это красивый барочный дом, и реставрация его, несмотря на неприглядное внешнее состояние, не составит особенного труда. Срубленный декор вполне возможно восстановить по так называемым «хвостам» кирпичей. Методика такого восстановления — гордость и одна из примет русской реставрационной школы, открыта эта технология была более ста лет назад, активно применялась на протяжении всего ХХ века. Если бы все дома XVII – XVIII века, где декор с течением времени оказывался срублен, мы не реставрировали, а сносили, мы потеряли бы сотни палат и других домов.
Проект реставрации этого флигеля, по некоторым сведениям, уже выполнялся на кафедре реставрации МАрхИ около двадцати лет назад. И даже сейчас «в первом приближении» можно представить себе, как можно превратить в «конфетку» этот дом (отрисовки выполнены активистами «Архнадзора»). Тем удивительнее, что авторы государственной историко-культурной экспертизы — а во главе коллектива известнейшая искусствовед профессор Мария Нащокина — не сочли нужным защитить это здание.
- Флигелю как выявленному памятнику было отказано в охране решением Москомнаследия от 20 октября 2010 года, - продолжает Рустам Рахматуллин. - Тем же временем датируется и отрицательная историко-культурная экспертиза (отказавшая флигелю в статусе памятника).
Что касается объединенной охранной зоны, которая все-таки защищает здание — здесь эксперты тоже не видят проблем, поскольку планируемые работы считают подпадающими под понятие «регенерации» исторической застройки. Речь идет о «реконструкции или разборке по факту отсутствия историко-культурной ценности и/или неудовлетворительного технического состояния» (именно так говорится в акте госэкспертизы). Предполагается капитальное строительство до 5 этажей с «сохранением и экспонированием фрагментов кирпичной кладки стен исторического объема».
- Судя по всему, нынешний владелец просто воспользовался лакуной в охранной зоне, отсутствием у дома охранного статуса, - предполагает Рахматуллин. - Сам отказ в охранном статусе произошел еще при прежних хозяевах дома — ЗАО «Омега», и мог быть продиктован какими-то их планами и интересами. Так или иначе, сейчас о ценности дома известно — помимо публичных заявлений, мы неоднократно обращались и к самому заказчику строительства. Однако ответа или согласия на встречу не получили.
В итоге — на данный момент из дома уже выезжают арендаторы, в ближайшее время, вероятно, начнется демонтаж (активисты «Архнадзора» уже пообещали препятствовать сносу ). Как обычно, поражение всегда «сирота»: все, от кого это зависело и зависит, ничего особенно плохого не делали. Частная школа еврейской общины просто увидела рядом с собой подходящий участок. Мосгорнаследие не охраняет дом как нестатусный памятник. Эксперты, вынесшие решение… Это вопрос их совести и квалификации, закон же не обязывает их выносить положительное решение.
Если кому-то демидовский дом и нужен — то, получается, только тем, кто даже сейчас, когда он выглядит как барак, видит в нем настоящее барокко. Но для этого нужны любовь и воображение, с которыми нынче туго.