АРХИВЧИК СТУДИОЗУСА
Когда-то диплом получали вместе с чином
Сто лет назад в русском языке не было слова “семинар”. Студенты вполне обходились одними лишь лекциями и лично с преподавателями, как правило, не общались. И только в самом начале ХХ столетия в учебных программах появились занятия, которые стали называть “семинарии”.
Семинарии нужны были, чтобы приучить студентов к научной деятельности. Существовали еще и просеминарии — на них учащиеся знакомились с первоисточниками. Для получения выпускного свидетельства (по-современному — диплома) кроме экзамена за курс лекций студент обязан был получить зачет по определенному количеству просеминариев. К примеру, на историко-филологическом факультете Московского университета практические занятия заключались в чтении и разборе древних авторов, защите рефератов, участии в диспутах. Семинарии физико-математического факультета проводились в виде опытов и исследований. На медицинском факультете студенты с седьмого семестра переходили к практической медицине в клиниках: учились наблюдать больного, диагностировать, намечать и проводить курс лечения.
Вместе с семинариями появилось еще одно новшество — свободное посещение лекций. Студент стал сам распоряжаться своим учебным временем: от него требовалось лишь сдать определенное число экзаменов. При этом устанавливался общий срок обучения в 4 года или 5 лет. В порядке исключения разрешалось продлить обучение до 6 лет или сократить его до 2. А раньше можно было учиться хоть всю жизнь — никаких формальных ограничений не было.
Студент начала ХХ века, как и сегодня, был обязан выполнить учебный план и “подвергнуться полукурсовым испытаниям” (по современному — сессионным экзаменам). Их принимали специальные комиссии, причем оценки ставились по трехбалльной системе: “весьма удовлетворительно”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”.
После окончания учебы студенту выдавали выпускное свидетельство: 1-й степени, если три четверти его отметок были “весьма удовлетворительными”, и 2-й — при всех “удовлетворительных” отметках. За диплом первой степени полагался чин 10-го класса, за второй — 12-го. Наиболее способных и проявивших склонность к научной работе обычно оставляли при кафедрах для подготовки к профессорскому званию — нечто вроде аспирантуры (длилась она, правда, не 2—3 года, как сейчас, а целых 4). Соискателям (по-современному — аспирантам) полагалась стипендия в размере 1200 рублей в год — вполне хватало и на жизнь, и на занятия наукой...
Семинарии нужны были, чтобы приучить студентов к научной деятельности. Существовали еще и просеминарии — на них учащиеся знакомились с первоисточниками. Для получения выпускного свидетельства (по-современному — диплома) кроме экзамена за курс лекций студент обязан был получить зачет по определенному количеству просеминариев. К примеру, на историко-филологическом факультете Московского университета практические занятия заключались в чтении и разборе древних авторов, защите рефератов, участии в диспутах. Семинарии физико-математического факультета проводились в виде опытов и исследований. На медицинском факультете студенты с седьмого семестра переходили к практической медицине в клиниках: учились наблюдать больного, диагностировать, намечать и проводить курс лечения.
Вместе с семинариями появилось еще одно новшество — свободное посещение лекций. Студент стал сам распоряжаться своим учебным временем: от него требовалось лишь сдать определенное число экзаменов. При этом устанавливался общий срок обучения в 4 года или 5 лет. В порядке исключения разрешалось продлить обучение до 6 лет или сократить его до 2. А раньше можно было учиться хоть всю жизнь — никаких формальных ограничений не было.
Студент начала ХХ века, как и сегодня, был обязан выполнить учебный план и “подвергнуться полукурсовым испытаниям” (по современному — сессионным экзаменам). Их принимали специальные комиссии, причем оценки ставились по трехбалльной системе: “весьма удовлетворительно”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”.
После окончания учебы студенту выдавали выпускное свидетельство: 1-й степени, если три четверти его отметок были “весьма удовлетворительными”, и 2-й — при всех “удовлетворительных” отметках. За диплом первой степени полагался чин 10-го класса, за второй — 12-го. Наиболее способных и проявивших склонность к научной работе обычно оставляли при кафедрах для подготовки к профессорскому званию — нечто вроде аспирантуры (длилась она, правда, не 2—3 года, как сейчас, а целых 4). Соискателям (по-современному — аспирантам) полагалась стипендия в размере 1200 рублей в год — вполне хватало и на жизнь, и на занятия наукой...
Самое интересное
Что еще почитать
-
«Купили 30 лет назад»: крокодила Кузю выселяют из магазина сантехники из-за отсутствия чека
-
«Идиот с чековой книжкой»: старший сын Трампа расчехвостил Зеленского и украинскую коррупцию
-
Перед встречей Зеленского с европейскими хозяевами Трамп разочаровался в киевском гастролере
-
Странности Аллегровой, страдающая Долина и откровение Киркорова
-
Торпеда для «торговца»: за что Россия может пустить ко дну иностранные суда в нейтральных водах
В регионах
-
Улан-Удэ
Народные приметы на 4 декабря 2025 года: что нельзя делать в праздник Введения
-
Улан-Удэ
Народные приметы на 6 декабря 2025 года: что нельзя делать в Митрофанов день
-
Народные приметы на 7 декабря 2025 года: что нельзя делать в день Катерины Санницы
Улан-Удэ -
Народные приметы на 5 декабря 2025 года: что нельзя делать в Прокопьев день
Улан-Удэ -
Народные приметы на 8 декабря 2025 года: что нельзя делать в день Клима Холодного
Улан-Удэ -
Девять миллиардов похитила на контрактах на строительство бывшая иркутянка Юлия Мерваезова
Иркутск