Как рассказал владелец Кузи Евгений Фрадкин, крокодил обосновался у них в магазине еще в 1996 году.
— Купили его в обычном зоомагазине, он тогда был совсем малюсеньким. В то время законодательство не ограничивало содержание таких животных. Назвали крокодила Кузей.
Для питомца, как рассказывает наш собеседник, был оборудован аквариум с биофильтрами и системой очистки воды. Особая подсветка регулировала режим «восход-закат». Для создания комфортной среды были установлены инфракрасные лампы и даже душ.
— Все у него было по режиму: свет, ультрафиолет, фильтрация воды, кормление...
Любимым блюдом Кузи стали сибирские караси. За один раз он мог съесть 3–4 большие рыбины. Также крокодил получал витамины с микроэлементами.
Как говорит Евгений, различные ведомства два-три раза в год приходили к ним в магазин с проверками. Содержание Кузи никогда не вызывало нареканий.
На протяжении многих аллигатор был в магазине живым талисманом, у Кузи было много поклонников среди местной публики. Про крокодила неоднократно выходили сюжеты на телевидении.
Но с 1 сентября 2025-го аллигаторов запретили содержать вне зоопарков, приютов или реабилитационных центров.
Инспектор Росприроднадзора выдал владельцу Кузи предписание, согласно которому он до 11 февраля 2026 года должен передать крокодила в специализированное учреждение, имеющее соответствующую лицензию.
Но сделать это не так-то просто. Во многих зоопарках места рассчитаны только под своих рептилий и их потомство. Например, в Новосибирском зоопарке сказали, что принять Кузю не могут.
— Но, с другой стороны, в законе же есть оговорка: животные из этого списка, приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти.
Кузя был куплен давно. Чек, который бы подтверждал дату покупку, у владельца, к сожалению, не сохранился.
— Какой видите выход?
— Их три. Первое: затеять судебное разбирательство, обжаловать предписание. Второе: согласиться передать Кузю в специализированное учреждение. Стало известно, что его готовы принять на Крокодиловой ферме в Екатеринбурге. У них там зоопарк, хотя и называют учреждение фермой. Но опять же нашего крокодила непросто передать. Он включен в Приложение I списка CITES, у него соответствующий международный охранный статус.
Да и как отдать питомца, который прожил в магазине три десятка лет?
— Я посмотрел на частные зоопарки в районе Ялты, в Темрюке, где-то еще. На крупных планах у крокодилов видны желтые зубы. То есть они находятся в экологически неблагоприятном месте. Представитель Крокодиловой фермы в Екатеринбурге сказала: «Какой у вас Кузя красавец». А все дело в уходе и содержании. Вы видели, какие белые зубки у Кузи? Прямо на радость стоматолога, мечта.
— В Екатеринбурге хорошие условия?
— По сравнению с остальными, конечно, получше. Но зоопарк он и есть зоопарк, у них задача — зарабатывать деньги. Это бизнес.
Есть, как говорит Евгений, и третий вариант.
— У меня возникла мысль, а не обратиться ли мне в консульское отделение Посольства Республики Куба в РФ. Пусть вернут нашего кубинского крокодила на историческую родину, в естественную среду обитания, если он такой редкий и исчезающий вид. Будет репатриантом...