ПОВТОРЕНЬЕ — МАТЬ УЧЕНЬЯ
Российскому Минобразу стукнуло 200 лет
Раз в столетие в России обязательно случаются реформы. В начале XVIII века Петр I заменил боярские приказы на коллегии по европейскому образцу, а через 100 лет его праправнук Александр преобразовал их в министерства.
Произошло это ровно 200 лет назад — в сентябре 1802 года. Одним из первых молодой царь учредил Министерство народного просвещения, задачей которого было воспитание юношества и развитие наук. В ведении министерства оказались все начальные, средние и высшие учебные заведения России, Академия наук, типография, а также цензура. Реформа образования не ограничилась одной только сменой вывески — по существу произошла полная перестройка отечественного просвещения.
Страну впервые в истории разделили на 6 образовательных округов, и их центрами сделали университеты. В Московском, Дерптском и Виленском округах университеты к этому времени уже существовали, в остальных трех (Петербургском, Харьковском и Казанском) их открыли по специальному указу царя. Университеты получили самые широкие полномочия: они не только готовили молодых людей к служению Отечеству, но и надзирали за местными гимназиями, училищами и школами. Во главе образовательного округа стоял особый комитет из наиболее уважаемых профессоров, а возглавлял его высокопоставленный чиновник — попечитель округа.
Российские университеты оказались на самой вершине образовательной пирамиды. Им подчинялись губернские училища и гимназии. Директора гимназий руководили уездными училищами. А смотрители уездных училищ, в свою очередь, осуществляли контроль за приходскими школами (их открывали при церковных приходах в селах). Таким образом, после александровской реформы все отечественные учебные заведения оказались связаны друг с другом. И перед каждым из них стояли две задачи: подготовить ученика к следующей, более высокой ступени обучения и дать знания тем, кто не хочет учиться дальше. (Эти главные цели образования сохранились без изменений и до нашего времени.) Университеты к тому же готовили преподавателей для гимназий, гимназии — учителей для уездных училищ, а те, в свою очередь, — учителей для приходских школ.
Значение реформы образования 1802 года трудно переоценить. Университеты, гимназии, училища и школы оказались связаны в единую, прекрасно функционирующую систему образования. В таком виде она просуществовала более 100 лет — до октября 1917 года. Затем на смену ей пришли трудовые школы, ПТУ, техникумы и институты. Сейчас же, похоже, все снова возвращается на круги своя: появились гимназии и лицеи, студентам стали присваивать степени бакалавров и магистров (эти научные степени учредили тоже в ходе александровской реформы). Глядишь, и до приходских школ скоро дело дойдет.
Произошло это ровно 200 лет назад — в сентябре 1802 года. Одним из первых молодой царь учредил Министерство народного просвещения, задачей которого было воспитание юношества и развитие наук. В ведении министерства оказались все начальные, средние и высшие учебные заведения России, Академия наук, типография, а также цензура. Реформа образования не ограничилась одной только сменой вывески — по существу произошла полная перестройка отечественного просвещения.
Страну впервые в истории разделили на 6 образовательных округов, и их центрами сделали университеты. В Московском, Дерптском и Виленском округах университеты к этому времени уже существовали, в остальных трех (Петербургском, Харьковском и Казанском) их открыли по специальному указу царя. Университеты получили самые широкие полномочия: они не только готовили молодых людей к служению Отечеству, но и надзирали за местными гимназиями, училищами и школами. Во главе образовательного округа стоял особый комитет из наиболее уважаемых профессоров, а возглавлял его высокопоставленный чиновник — попечитель округа.
Российские университеты оказались на самой вершине образовательной пирамиды. Им подчинялись губернские училища и гимназии. Директора гимназий руководили уездными училищами. А смотрители уездных училищ, в свою очередь, осуществляли контроль за приходскими школами (их открывали при церковных приходах в селах). Таким образом, после александровской реформы все отечественные учебные заведения оказались связаны друг с другом. И перед каждым из них стояли две задачи: подготовить ученика к следующей, более высокой ступени обучения и дать знания тем, кто не хочет учиться дальше. (Эти главные цели образования сохранились без изменений и до нашего времени.) Университеты к тому же готовили преподавателей для гимназий, гимназии — учителей для уездных училищ, а те, в свою очередь, — учителей для приходских школ.
Значение реформы образования 1802 года трудно переоценить. Университеты, гимназии, училища и школы оказались связаны в единую, прекрасно функционирующую систему образования. В таком виде она просуществовала более 100 лет — до октября 1917 года. Затем на смену ей пришли трудовые школы, ПТУ, техникумы и институты. Сейчас же, похоже, все снова возвращается на круги своя: появились гимназии и лицеи, студентам стали присваивать степени бакалавров и магистров (эти научные степени учредили тоже в ходе александровской реформы). Глядишь, и до приходских школ скоро дело дойдет.
Самое интересное
-
-
«Доедают клопы»: новые мучения заключенного без рук, ноги и уха
-
«За генерала Сарварова!»: сотни дронов полетели по объектам Западной Украины
-
«Орала, что мы твари»: секс-шопы и магазины накрыла волна возвратов после некоторых событий
-
Изменения в рационе питания назвали ключом к борьбе с агрессивными видами рака
-
«Слова «нет» не существует»: зачем Горбачев и Ельцин жили в гостинице «Москва»
Что еще почитать
-
Дело Миримской возвращается — Краснов на передовой
-
Родной и единственный язык русских переселенцев из Казахстана тюменская школа признала «плохим»
-
Результаты исследования Роскачеством готового холодца ужаснули: лучше готовить самим
-
«Павлин» прокукарекал президентам: участники саммита СНГ позавтракали в Эрмитаже
-
«Под колпаком у КГБ»: на верхних этажах гостиницы Москва были секретные комнаты чекистов
В регионах
-
Рязань
Зимний Никола: о чём просят Николая Чудотворца и что категорически нельзя делать 19 декабря
-
Тверь
Стали известны имена членов экипажа тверского Ан-22, потерпевшего крушение под Иваново
-
Народные приметы на 22 декабря 2025 года: что нельзя делать в день Анны Темной
Улан-Удэ -
Народные приметы на 23 декабря 2025 года: чего нельзя делать в день Мины
Улан-Удэ -
Да будет свет! «Читаэнерго» 65 лет на страже электроэнергетики Забайкалья
Чита -
Гонка цен: почему жизнь дорожает, и что стоит за инфляцией
Кузбасс