Доказательств тому тьма. Взять, например, создание под эгидой единороссов “Общероссийского народного фронта”, 150 представителям которого, по словам Бориса Грызлова, уже забронированы места в Госдуме.
Но единороссам недостаточно конституционного (в три четвертых мандатов) большинства в Госдуме. Тем более что для достижения этой цели придется поделиться ими с попутчиками. Необходима полнота власти не только над политической надстройкой, но и над материальным базисом. Последний же, по словам министра финансов Алексея Кудрина, наполовину принадлежит государству.
Поэтому не случайно, что председатель Госдумы и высшего совета “Единой России” Борис Грызлов предложил Путину, назначить председателями советов директоров государственных ОАО “ФСК”, ОАО “Холдинг МРСК”, ОАО “Интер РАО” и ОАО “РусГидро” четырех видных единороссов.
Речь идет о том, чтобы вместо вице-премьера Игоря Сечина и министра энергетики Сергея Шматко (согласно апрельскому поручению президента госчиновники должны покинуть посты членов советов директоров ряда крупных госкомпаний) руководящие посты в этих ключевых энергоструктурах должны занять экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос, первый замруководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме Владимир Пехтин, председатель комитета Госдумы по природопользованию Евгений Туголуков и первый зампред думского Комитета по экономполитике Владимир Головнев.
Конечно, предложенные кандидатуры не столь уж далеки от электроэнергетики. Пехтин, например, является почетным энергетиком. Боос в начале 1990-х возглавлял АО “Светосервис”. Именно эта организация внедрила подсветку московских высоток, за что Боос и был замечен и тогдашним мэром Юрием Лужковым, и бывшим премьером Евгением Примаковым. Последний взял Бооса в свое правительство министром по налогам и сборам. Чуть ли не на каждом заседании кабинета Примаков ставил в пример подчиненным его успешную работу. Особенно потрясло Примакова разоблачение Боосом “песочных” мошенников — строителей, пытавшихся выбить из бюджета НДС, якобы переплаченный при разработке карьеров. Впрочем, до суда дело не дошло.
Но дело не в личностях, а в принципе. Разумеется, демократического централизма, на котором, как известно, был построен устав КПСС. Если мы неуклонно скатываемся в советское прошлое, то, естественно, на все заметные хозяйственные должности могут назначаться лишь члены господствующей партии. Но если у нас еще есть шанс зацепиться в нынешней, пусть и не совсем демократической, эпохе, то партийное назначенство не может не вызывать обеспокоенности. Тем более что Путин поддержал инициативу Грызлова. Зачем тогда было выводить из совдиров госчиновников, чтобы заменять их партийными? Медведев исходил из посыла усилить конкурентоспособность госкомпаний, а получилось усиление исполнительской дисциплины на фоне возврата к тоталитарному прошлому. Осталось назначать заведующими кафедр и отделами НИИ исключительно партийных чиновников. А затем еще и в аспирантуру поступать (как мне, кстати, и пришлось в начале 1980-х) только с партийным билетом. И все — можно выходить.