МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

АТЭС! Саммит на пороге

Жители Владивостока уедут из города, дабы не мешать гостям

До начала саммита Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке остались считаные дни. Администрация Приморского края официально заявила о готовности к крупнейшему в истории Дальнего Востока России международному мероприятию. Ожидается прибытие во Владивосток делегаций 21 державы. Свое участие подтвердили также более 500 представителей крупнейших компаний мира. В городе соберется более 10 тысяч иностранцев, из которых большая часть — члены правительственных делегаций и международных компаний. Как готовилось Приморье к этому событию, что ждет гостей и жителей Владивостока в эти семь «горячих дней» — читайте в нашем материале.

Мост на остров Русский.

В ожидании саммита

Ажиотаж в преддверии саммита во Владивостоке ощущается все сильнее. Из офисов строительных компаний и организаций-подрядчиков, уже рапортующих о завершении работ, нервозность переместилась в чиновничьи кабинеты. Из них выплескивается на улицы краевого центра. Комиссия по приемке объектов всю последнюю декаду августа инспектирует и принимает. Вдоль так называемого гостевого маршрута судорожно заканчивается обновление фасадов. Хрущевские пятиэтажки обшивают пластиком. Ограждения и строительные леса одновременно возводятся и снимаются на разных концах домов.

Тротуары переделывают по пятому разу. Асфальт заменили на плитку, плитку — на брусчатку, последнюю уже меняют на гранитную мостовую. А где поменяли — снимают. Потому что сначала надо было проложить кабели для новых красивых светильников. Впрочем, там, где закончили, получается даже красиво.

С гранитом во Владивостоке еще долго будут связаны разнообразные воспоминания. «Настоящий, природный, отечественный!» — поначалу говорили начальники. Таджики-гастарбайтеры кивали и отдирали от упаковок этикетки с иероглифами. Облицованные этим натуральным материалом скверы и парки Владивостока стали привычными и уже не напоминают колумбарии. Радуют глаз и облицованные камнем бордюры и наконец-то подчищенные подземные переходы. Лестницы и лампы в некоторых из них появились впервые за десятилетия!

А вот автомобилистов ждали сюрпризы. Вопреки всем правилам дорожного движения ряд улиц в самом центре города — между Океанским проспектом и Алеутской улицей — сделали левосторонними. Прямо как в Англии или Японии.

Пешеходам тоже приходится несладко. Схемы перехода многих перекрестков изменялись по нескольку раз. Что ни день, то новый ребус: с какой стороны переходить и долго ли будет светить светофор? И зажжется ли вообще?

К встрече с иностранцами Владивосток готовился и на бытовом уровне. Летом на основных перекрестках и по обочинам дорог появились указатели на русском и английском языках. Названия улиц, повороты, съезды и направления, которые должны были облегчить навигацию, сначала вызвали недоумение, а затем хохот. Перевод на английский язык был сделан так топорно и незатейливо, что потешались даже школьники-троечники.

После недолгого разбирательства выяснилось, что некомпетентность проявили заказчики — столичная фирма, подрядившаяся изготовить эти указатели. Ошибки исправляли всем миром на добровольно-общественных началах с привлечением лингвистов из Дальневосточного университета и даже Дальневосточного отделения Академии наук.

О том, что надо быть готовыми к общению с заграничными гостями, губернатор Приморского края предупреждал еще весной. Сфера услуг пообещала откликнуться — вышколить персонал кафе и ресторанов и обучить их объясняться с иностранными клиентами по-английски. Завсегдатаи общепита уже предвкушают, как подслушают реплики вроде «ту ти ту ту» в какой-нибудь китайской чифаньке-ресторанчике, коих немало даже в центре Владивостока.

Из прочего — появление доступных удобств для широких масс населения. Общественные туалеты в городе в большом дефиците, а где они находятся, знают обычно лишь обитатели этих мест. Перед саммитом синие и бордовые кабинки стали появляться в больших количествах. Работают они, правда, только в «детское» время — до 21 часа. Впрочем, жителям Владивостока не привыкать, к тому же в темноте и стесняться некого.

Мост чрез пролив Золотой Рог.

Койко-место за сотни евро

Для ненавязчивой сервисной инфраструктуры Владивостока такое количество иностранцев сродни небесному потопу. 600-тысячному (по данным переписи) городу обычно хватало нескольких отелей — парадных и претенциозных «Хёндэ» и «Версаля», а для менее требовательных постояльцев — «Экватора», «Владивостока», «Азимута» и десятка небольших гостиниц.

О том, что имеющихся койко-мест не хватит во время саммита, организаторы знали еще на стадии обсуждения вопроса о проведении мероприятия в России. Поэтому в список объектов, которые должны быть построены, наряду с дорогами и мостами внесли несколько отелей. Объекты на мысе Бурный на 250 мест и на Корабельной набережной на 600 номеров в спешке доделываются даже в последние дни перед открытием международного форума. За неделю до саммита окрестности отелей выглядели как стройплощадки, а не пятизвездочные люксовые жилища для иностранцев.

Никто, впрочем, и не рассчитывал, что Владивосток справится с наплывом постояльцев. Тем более после саммита такое количество гостиниц городу будет просто не нужно. Поэтому для расселения всех гостей в дополнение к отелям фрахтуется целый флот круизных лайнеров. В порт Владивостока прибыли крупный трансатлантик «Легенда морей» и еще несколько пассажирских судов поменьше. Таким образом, организаторы саммита убивают сразу нескольких зайцев: не надо тратиться на стройки лишних объектов и потом их содержать, снимается и вопрос подготовки персонала (экипажи судов уже обучены).

Особо важных персон — членов делегаций и первых лиц государств — будут размещать прямо на месте проведения мероприятий саммита АТЭС-2012 на острове Русском. Там ударными темпами и усилиями тысяч гастарбайтеров возведен целый городок. Порядка миллиона квадратных метров общей площадью 5,5 тысячи гостиничных номеров.

Цена за койко-место в гостиницах на период саммита иллюстрирует, каким образом Россия намерена извлечь из международного мероприятия экономическую выгоду. Номера стоят подороже, чем в Париже, — порядка 800 евро и выше.

Автомобильное движение на некоторых улицах Владивостока сделали левосторонним.

Стой, кто идет

Безопасность десятков международных делегаций и высокопоставленных иностранцев — один из принципиальных вопросов проведения саммита. Это значит, что жителям города придется несколько ограничить свои повседневные привычки. Иначе никак — география Владивостока не позволяет выделить особый маршрут для международных делегаций. Так что без перекрытий дорог в центре никак не обойтись.

Меры безопасности начали предприниматься еще зимой. С февраля многие жители домов вдоль гостевого маршрута сообщали о визитах участковых. Сотрудники полиции проверяли, кто живет в домах, искали асоциальные элементы, а с судимыми проводили профилактические беседы. Участковые и лицензионно-разрешительная система УМВД проверяли условия хранения охотничьего и травматического оружия на руках граждан, особо обращая внимание на оружие нарезное. И на то, куда выходят окна его владельцев...

Но даже ходить по городу можно сейчас не везде. С 27 августа часть Фрунзенского района, что на острове Русском, открыта только для тех, у кого имеется пропуск. Туристам и посторонним до окончания саммита путь на остров закрыт. Исключение — для персонала кампуса Дальневосточного федерального университета, волонтеров, сервисных служб и охраны.

В общем, ни на пляж выехать, что поблизости от города, ни на катере-яхте погонять по акватории. Это, между прочим, любимая забава тысяч горожан. Катеров, яхт и надувных лодок в городе пруд пруди. Стоянками занято все побережье. И вот на тебе, даже на скутере не погонять.

Акватория закрывается в целях соблюдения мер безопасности. Вся территория Амурского залива почти до границы с КНДР — до Славянки, и Уссурийский залив — до Находки. Вместе с островами Попова, Рейнеке, Рикорда и прочими островами и рифами архипелага. Для судоходства закрывается вся акватория.

АТЭС! саммит на пороге

Смотрите фотогалерею по теме

Если за маломерным флотом будет следить инспекция по маломерным судам МЧС, то контролировать судоходство в порту, наверное, выведут Тихоокеанский флот.

Кстати, и аэропорт, как предупреждали чуть ли не весной, работать будет или с ограничениями, или вообще никак. Также в числе то ли слухов, то ли предупреждений возможные ограничения сотовой связи.

Дабы не смущать высоких гостей, из города заранее постарались вывезти все «асоциальные элементы». Бродяг и нелегалов-иностранцев и правда стало гораздо меньше. Для нелегальных мигрантов открыли спецприемник в соседнем городе Артеме. А бездомные начали появляться в северных районах Приморья. То ли сами отправились на заработки, то ли бегут от назойливого внимания правоохранительных органов.

И с досугом у владивостокцев, похоже, будет непросто. Правоохранительные органы усиливают меры безопасности в местах массового скопления людей. Алкоголем в этих местах не торгуют давно, что замечательно. Но останутся ли массовые места во время саммита?

Кстати, первая декада сентября во Владивостоке обычно считается началом бархатного сезона. Что удобно в этом году — из-за международных мероприятий начало учебного года в школах перенесли на 17-е число, значит, можно всей семьей сбежать из Владивостока. В преддверии саммита уехать на природу — в деревню или на море, пока не заблокировали трассы и улицы, всерьез планируют тысячи горожан. А те, кому отпуск не светит, обдумывают вахтовые методы работы — запереться в офисе, подкопив продуктов, и не мучиться с поездками на работу и домой. Саммит продлится со 2 по 11 сентября. Как-то надо перетерпеть все неудобства и испытания.

Основные мероприятия саммита АТЭС пройдут в кампусе ДВФУ.

Все остается людям

И все же саммит АТЭС для Владивостока не только суматоха и проблемы, но и реальный шанс зажить лучше. Сиюминутную пользу от новых дорог, развязок и, разумеется, красавцев мостов уже ощутили все.

Опосредованно — тоже многие. Одни только проекты гостиниц на мысе Бурный заставили строителей расширить инженерную инфраструктуру района. Совсем недавно жители кварталов в начале мыса Шкота-Эгершельда, где сохранились остатки дореволюционной Миллионки, маялись из-за перебоев водо- и теплоснабжения. Теперь их подключили к новым сетям.

Канализация, при прокладке которой строители когда-то разрыли почти весь Владивосток, должна служить десятилетия. А очистные сооружения, собирающие стоки со всего города, появились только благодаря саммиту. Глядишь, и Амурский залив, считающийся морской помойкой из-за сброса в него отходов, постепенно очистится...

Энергетики в ожидании саммита расширили свои мощности и построили в центре Владивостока новую электроподстанцию и провели новые линии электропередачи.

Самый главный объект саммита — кампус ДВФУ на острове Русском — станет центром научной мысли. Там построено одиннадцать гостиниц, четыре учебных корпуса, школы искусства, культуры и спорта, стадионы, спортзалы, бассейны, теннисные корты, игровые площадки для волейбола и баскетбола, парк и прибрежная зона с крупнейшей набережной, пляжем и яхт-клубом, столовые, кафе и рестораны, ночные клубы, творческие центры. На все про все потрачено 70 миллиардов рублей, сообщил по завершении первой очереди строительства, собственно кампуса, генподрядчик. В результате должна получиться уникальная и, наверное, одна из самых мощных научных школ Тихоокеанского региона, поддерживаемая Дальневосточным отделением РАН. А в будущем она будет усилена океанариумом, медицинским центром, доступным для всех жителей города, и даже огромным театром оперы и балета.

Если кампус до сих пор остается для многих загадкой — для всех желающих городок саммита АТЭС-2012 еще не открывали, — то по мостам жителям Владивостока позволили гулять целый уик-энд. В то, что мосты появятся, не верилось почти до последнего момента. И вот мечта Никиты Хрущева сделать Владивосток похожим на Сан-Франциско сбылась. Даже более чем: в городе появилось целых два моста. Только вот пешеходные дорожки на мостах не предусмотрены. Поэтому на два дня чудо-конструкции открыли только для пешеходов. На мосты горожане шли тысячами. За зрелищем, переживаниями и впечатлениями. Высота проезжей части над морем, ванты и опоры, теряющиеся в тумане над головой, изрядно впечатляют.

Администрации Владивостока и Приморского края теперь обсуждают с общественностью, не делать ли мосты пешеходными один раз в году. Традиция, возможно, приживется.

К саммиту в Приморье, по сути, появилась новая транспортная инфраструктура. Появился новый терминал аэропорта в Кневичах и трасса от него прямо на остров по мосту через пролив Босфор Восточный. 17 августа терминал зарегистрировал миллионного пассажира! При пропускной способности в 1360 пассажиров в час терминал Кневичи должен пропускать до 3,5 миллиона пассажиров в год.

Транспортная новинка 2012 года во Владивостоке — запуск аэроэкспресса. Красная электричка, прямо как в столице, ходит с обещанным интервалом в 40 минут, имеет вагоны трех классов с вайфаем и буфетом. Причем при сопоставимой стоимости билета. Автомобильную дорогу Аэропорт — Русский строили в объезд центра Владивостока. Обвалившиеся в феврале в районе бухты Патрокл габионные опорные конструкции, потянувшие за собой под откос и проезжую часть, давно восстановлены, так что автомобилистам мчаться ничто не мешает. Трасса почти не пересекается с другими магистралями, так что ездить по ней действительно одно удовольствие. Весь маршрут можно проехать за 40 минут!

О чем будут договариваться в ходе саммита лидеры стран АТР, будет ясно под занавес форума. Хотя уже сейчас ряд мероприятий сулит роскошные перспективы.

«Экономический эффект для экономик АТЭС при инвестициях в транспортную инфраструктуру Российской Федерации в 20–30 млрд долларов оценивается более чем в 600 млрд долларов к 2020 году», — сообщил председатель правления Национального делового центра (НДЦ) АТЭС Владимир Андросик. Речь идет о направлении мирового судоходства с южных маршрутов на Севморпуть. Это значит, что оживут порты, грузоперевалочная и логистическая системы Дальнего Востока России. А порты Приморья, и Владивосток в том числе, — важнейшие пункты этого маршрута. И это лишь одна из тем саммита АТЭС-2012.

Об остальных будет известно после его начала. Осталось лишь несколько дней.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах