Инцидент произошел 30 октября, когда аэробус JetBlue, следовавший из Канкуна, Мексика, в Ньюарк, штат Нью-Джерси, внезапно потерял высоту на тысячи футов, в результате чего пострадали по меньшей мере 15 пассажиров, напоминает Daily Mail.
Airbus объяснил это событие сильным воздействием солнечной радиации на системы управления полетом самолета, что привело к срочному обновлению программного обеспечения более чем на 6000 самолетах.
Теперь Клайв Дайер, специалист по космосу и радиации из Университета Суррея в Великобритании, предположил, что причиной инцидента мог быть космический луч - высокоэнергетическая частица, летящая от далекой звезды со скоростью, близкой к скорости света. С другой стороны, солнечное излучение - это электромагнитная энергия, испускаемая Солнцем и распространяющаяся на Землю в виде световых волн.
Дайер рассказал Space.com что солнечная радиация в день полета была в пределах нормы и слишком мала, чтобы повлиять на состояние самолета.
"Космические лучи могут взаимодействовать с современной микроэлектроникой и изменять состояние цепи, - говорит Дайер. – Они могут вызвать простое изменение битов, например, от 0 до 1 или от 1 до 0, что приводит к искажению информации и сбоям в работе. Они могут даже вызывать сбои в работе оборудования, когда генерируют ток в электронном устройстве и выводят его из строя".
Эксперт добавил, что солнечная радиация достигла опасного уровня в атмосфере менее чем через две недели, что, возможно, объясняет срочность обновления систем Airbus.
Самолет Airbus 320, выполнявший рейс 1230 авиакомпании JetBlue, вылетел из международного аэропорта Канкуна в Мексике и направлялся в международный аэропорт Ньюарк Либерти в Нью-Джерси, когда его экипаж сообщил о неполадках в управлении полетом, сообщило Федеральное управление гражданской авиации. Затем самолет приземлился около 2.19 по восточному времени в Тампе, штат Флорида.
В JetBlue сообщили, что самолет потерял высоту, и "рейс был встречен медицинским персоналом, который осмотрел пассажиров и членов экипажа, а те, кто нуждался в дополнительной помощи, были доставлены в местную больницу".
Данные о полете показывают, что самолет поднялся в воздух, набрал высоту 35 000 футов и удерживался на ней около получаса, прежде чем совершить посадку в международном аэропорту Тампы.
Самолет был выведен из эксплуатации для проверки, и авиакомпания заявила, что проведет полное расследование, чтобы установить причину. Это расследование недавно завершилось, и на прошлой неделе Airbus обнародовал свои выводы и запретил полеты по меньшей мере 6000 пассажирских самолетов A320, напоминает Daily Mail.
"Анализ недавнего инцидента с самолетом семейства A320 показал, что интенсивное солнечное излучение может привести к повреждению данных, критически важных для функционирования систем управления полетом, - говорится в заявлении компании. – В результате Airbus выявила значительное количество самолетов семейства A320, находящихся в эксплуатации в настоящее время, которые могут пострадать".
Когда массивные звезды достигают конца своего жизненного цикла и взрываются как сверхновые, они выбрасывают высокоэнергетические частицы по всему космосу, пишет Daily Mail. Эти быстро движущиеся протоны, известные как космические лучи, непрерывно ударяются о Землю, сталкиваясь с молекулами воздуха и образуя каскад вторичных частиц, включая мюоны, нейтроны и позитроны.
Если одна из этих частиц попадает в электронную систему самолета, это может нарушить работу в результате того, что ученые называют единичным сбоем, временно воздействуя на датчики или бортовые компьютеры. Во время солнечных вспышек солнце также может испускать всплески заряженных частиц, которые часто намного сильнее космических лучей. Такие солнечные явления могут значительно увеличить вероятность электронных сбоев в работе самолетов.
Менее чем через две недели после аварии с JetBlue мощная вспышка на солнце привела к повышению уровня радиации на высотах полета в течение нескольких дней, что, вероятно, повлияло на решение Airbus об обновлении программного обеспечения, хотя, по словам Дайера, уровень радиации в день инцидента был в пределах нормы.
"Производители должны создавать надежную электронику, особенно для устройств, критически важных для безопасности, - сказал Дайер. – Небольшая проблема заключается в том, что за последние 20 лет они стали успокаиваться, потому что не было никаких значительных погодных явлений на солнце".
Эксперт по радиации доказал, что в прошлом космические лучи выводили из строя самолеты. В 1980-х годах он работал над исследованием единичных сбоев в работе спутников, а позже тестировал оборудование для контроля радиации на борту "Конкорда". Он говорит, что, хотя такие сбои, вызванные космическими лучами, встречаются редко, в авиации они случались и раньше.
В качестве вероятного примера он привел инцидент 2008 года с рейсом 72 авиакомпании Qantas. Во время этого полета Airbus A330 дважды внезапно падал во время полета над Тихим океаном, что на короткое время создало ощущение невесомости. Пассажиры были застигнуты врасплох, и многие из них получили серьезные травмы, когда самолет неожиданно накренился.