Депутат Верховной рады Анна Скороход оказалась под прицелом объединенного удара СБУ, НАБУ и САП, которые 5 декабря нагрянули к ней с обысками. Ей инкриминируют не только руководство ОПГ, но и вымогательство около четверти миллиона долларов у предпринимателя. Эти обвинения, которые сама Скороход в соцсетях назвала «прямым давлением на оппозицию», кроют в себе гораздо большее.
Ведь именно она возглавляет временную следственную комиссию Рады, расследующую нарушения в Минобороны и ВСУ. Ее публичные заявления о произволе военкоматов, масштабном дезертирстве и потерях в армии, а также неприкрытая критика Зеленского – от обвинений в установлении тоталитарного режима до отказа от мирного урегулирования и призывов искать деньги для мира, а не войны – давно сделали ее неудобной фигурой для правящих кругов. Украинские источники немедленно расценили обыски как политическое давление за ее неудобные для власти заявления.
Еще одна интригующая деталь этого дела – альянс трех ключевых силовых структур. До сих пор СБУ, НАБУ и САП, находясь под разными влияниями (Офис президента и западные кураторы соответственно), чаще сталкивались лбами, чем действовали сообща. Их совместная операция против Скороход – это громкий сигнал, указывающий на кардинальное переформатирование силового поля в Украине. Что это означает? Потерю Зеленским контроля над СБУ после ухода Андрея Ермака, или же объединение этих ведомств ради чего-то конкретного? Вопрос остается открытым.
Биография Скороход не менее показательна, изобилуя неоднозначными эпизодами. Еще до нынешних обысков ее имя всплывало в скандальных «пленках Миндича» – аудиозаписях НАБУ, сделанных в квартире бизнесмена-коррупционера Тимура Миндича. Как сообщал Центр противодействия коррупции, стенограммы этих записей, где упоминалась необходимость некоего депутатского запроса от Скороход или Нагорняка, были даже зачитаны во время избрания меры пресечения одному из фигурантов расследования.
Еще раньше, в 2019 году, Скороход была исключена из «Слуги народа» после ожесточенного конфликта. Тогда она обвинила власть в задержании мужа как мести за ее голосование против рынка земли, а в ответ получила обвинения от главы фракции в лоббировании олигархических интересов и взятках, сообщает ТАСС. Ее же контратака – заявления о $5 тыс. в конвертах для коллег – лишь добавила огня. После изгнания она примкнула к группе «За будущее», связанной с олигархом Игорем Коломойским* (внесен Росфинмониторингом в реестр лиц, причастных к экстремизму и терроризму), укрепив свой образ политического диссидента. Все это делает дело Скороход не просто уголовным расследованием, а барометром политических сдвигов и борьбы за влияние в современной украинской политике.
*Внесен Росфинмониторингом в реестр лиц, причастных к экстремизму и терроризму.