МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Тоска по уникальности»: Макаркин рассказал, почему в Восточной Германии не хотят переименовывать улицы Ленина

Политолог Макаркин объяснил отказ восточных немцев убирать «советские» названия

В Бундестаге пытаются переименовать оставшиеся в восточных городах Германии улицы Ленина, Гротеволя, Пика, но местные власти этому сопротивляются. На территории бывшей ГДР сохраняется более десятка улиц, названых в честь вождя мирового пролетариата. Прокомментировать сообщение мы попросили политолога, заместителя генерального директора Центра политических технологий, профессора ВШЭ Алексея Макаркина.

Фото: wikimedia.org

Уполномоченная Бундестага по делам жертв режима СЕПГ (во времена ГДР Социалистическая единая партия Германии являлась правящей партией) Эвелин Цупке призвала восточные города Германии отказаться от названий улиц, связанных с политиками советской эпохи.

По словам Цупке, прошло 35 лет после объединения двух Германий. И в ФРГ не должно быть улиц Ленина, Отто Гротеволя, Вильгельма Пика, поскольку эти имена «олицетворяют страдания тысяч жертв».

(Отто Гротеволь с 1949 по 1964 годы был председателем Совета министров ГДР. Вильгельм Пик с 1949 года до своей смерти в 1960 году был президентом ГДР.)

Но муниципальные власти выступают против переименования улиц. Например, в Науэне, в земле Бранденбург сообщили, что вопрос переименования у них даже не поднимался. Такой же позиции придерживаются и в Вайсенфельсе, в земле Саксония-Анхальт.

Против переименования выступает и партия Альтернатива для Германии (АдГ). В Эрихове ее представитель попыталась через гражданскую инициативу предотвратить изменение названий примерно 40 улиц. Спор дошел до суда.

— «Советские» названия — улицы Ленина, Отто Гротеволя, Вильгельма Пика — сохранились там, где исторически были сильны позиции партии, которая при ГДР называлась Социалистической единой партией Германии, потом Партией демократического социализма (действовала с февраля 1990 по июнь 2007 года), потом партией «Левых» (Die Linke), — говорит политолог Алексей Макаркин. — Интересно, что часть избирателей от Die Linke «мигрировала» к партии «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Как говорит эксперт, в Европе это довольно частое явление.

— Во Франции, например, часть коммунистического электората ушли к Марин Ле Пен (лидер политической партии «Национальное объединение»). Они борются теперь не с буржуазией, а выступают против иммигрантов, борются за сохранение и возрождение индустрии. Часть электората — молодые избиратели на территории экс-ГДР, этих пяти восточных землях, голосуют за АдГ. Соответственно, АдГ идет им навстречу. Учитывает их настроения, их эмоции.

Как говорит политолог, «Альтернатива для Германии» — это ультраправые. И голоса за АдГ — это во многом тоска по ГДР, как ни странно это бы звучало.

— У людей сохраняются воспоминания о ГДР, о промышленной стране с заводами и фабриками, с передовыми аграрными хозяйствами. Это была страна немцев. Страна со своим автопромом, со своей идентичностью. Они с детства воспитывались на уникальности. Была формулировка, что ГДР — это первая страна рабочих и крестьян на немецкой земле. Эта формулировка всячески продвигалась, была предметом гордости.

9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена.

— Сейчас отсутствие Берлинской стены воспринимается уже как некая данность, и немцы в восточных землях стали тосковать по уникальности, по своей самости. Сейчас у многих немцев, кто живет на территории бывшей ГДР, есть ощущение того, что у них нет своей идентичности. Молодежь, которая хочет самореализоваться, уезжает на запад. Хотя, конечно, открылись филиалы крупнейших немецких фирм, но все равно это только филиалы.

Как говорит политолог, прошло уже 35 лет, как рухнула Берлинская стена, но до сих пор в ходу термины «осси» (как обозначают жителей бывшей ГДР) и «весси» (жителей Западного Берлина и ФРГ).

— У немцев из Восточной Германии остается ощущение обиды, что их считают людьми второго сорта. Там же присоединение произошло по достаточно радикальной модели. Были, например, уволены все генералы и адмиралы Национальная народная армия — вооруженных сил ГДР. Из офицеров оставили только тех, кто работал с системами вооружений, технических специалистов. Но большой карьеры они, конечно, не сделали. Вместо профессоров, гуманитариев приехали профессора с Западной Германии. И так далее.

По мнению политолога, пенсионеры, многие из которых уже умерли, голосовали за партию «Левых», а их дети и внуки в значительной степени уже голосуют за АдГ.

— Это тоже важно. Люди держатся за эту идентичность. Понятно, что там, где АдГ приходит к власти, они уже этих названий, связанных с Отто Гротеволем, Вильгельмом Пикой, тем более Лениным, не вернут. Но там, где они еще осталось, они не спешат их ликвидировать. Потому что есть определенный запрос общества, индикатор настроений.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах