В начале своего второго президентского срока, открывая свою инаугурационную речь, Дональд Трамп был недвусмысленен. “Золотой век Америки начинается прямо сейчас”, - заявил он, напоминает статья в The Guardian.
На приеме в Белом доме в прошлые выходные, немногим более 10 месяцев спустя, президент США, казалось, признал, насколько сильно сдвинулись его временные рамки.
“Я бы сказал, что наступил золотой век Америки, - сказал Трамп своей аудитории. – У нас на носу эпоха, подобной которой эта страна никогда не видела. И я с нетерпением жду результатов. Вы увидите результаты через полгода-год”.
В 2025 году экономика США оказалась под давлением, констатирует The Guardian. Золотой век наступил не сразу, как первоначально утверждал Трамп, после его возвращения на свой пост в январе.
В двух областях, которые президент пообещал быстро улучшить, – это рабочие места и цены, – результаты пока выглядят незначительными, утверждает The Guardian. Рынок труда начал год стабильно. В 2024 году он замедлился, но все же смог расширяться в среднем на 168 000 рабочих мест в месяц.
Однако во время своего совместного обращения к Конгрессу в марте Трамп заявил, что унаследовал “экономическую катастрофу” от администрации Джо Байдена, и пообещал создать рабочие места, “каких мы никогда раньше не видели”.
В 2025 году рост числа рабочих мест фактически приостановился – согласно официальным данным за первые 11 месяцев года, ежемесячно добавлялось в среднем 55 000 рабочих мест, что на 67% меньше, чем в 2024 году.
Общий уровень безработицы, который колебался между 3,9% и 4,2% в последний год президентства Байдена, при Трампе вырос до 4,6% – самого высокого уровня более чем за четыре года – в ноябре.
В ходе предвыборной кампании в прошлом году Трамп пообещал “новый американский индустриализм”, благодаря которому США снова станут “центром промышленного производства”, что приведет к росту числа рабочих мест на заводах.
На самом деле занятость в обрабатывающей промышленности в этом году не увеличилась, утверждает The Guardian. Экономика США до сих пор создавала дополнительные рабочие места на заводах всего в два из 10 месяцев после возвращения Трампа на свой пост.
Реализация этой несбыточной мечты о промышленном возрождении, по мнению Белого дома, потребует усиления флагманской экономической политики президента – тарифов. И Трамп решил поступить именно так, повысив общую среднюю эффективную тарифную ставку в США с 2,4% до 16,8%, что стало самым высоким уровнем с 1935 года, согласно анализу, проведенному Бюджетной лабораторией Йельского университета.
Введение более высоких тарифов было неустойчивым и сопровождалось неопределенными сроками, задержками и отменами. Процесс оказался “более болезненным, чем я ожидала”, - признала глава администрации Трампа Сьюзи Уайлс в интервью Vanity Fair.
Экономисты неоднократно предупреждали о потенциально серьезных последствиях для миллионов американцев. Повышенные тарифы на товары из-за рубежа могут привести к росту цен на полках магазинов.
Официальные лица и политики Федеральной резервной системы потратили месяцы на обдумывание того, будет ли конечный эффект от введения тарифов Трампом разовым скачком цен или чем-то более длительным.
Инфляция выросла до самого высокого уровня за последнее поколение в 2022 году, когда пандемия Covid-19 вызвала серию потрясений спроса и предложения в мировой экономике. Однако к прошлому году индекс потребительских цен (ИПЦ) в США снова снизился до обычного уровня – и продолжал снижаться в первые месяцы 2025 года.
Однако, по словам Трампа, его администрация унаследовала от Байдена “инфляционный кошмар”, который он пообещал изменить. В телевизионном обращении в прайм-тайм в среду он заявил: “Я снижаю эти высокие цены, и снижаю их очень быстро”.
Но индекс потребительских цен остается стабильным с весны. В ноябре он вырос на 2,7% в годовом исчислении, согласно данным, опубликованным Бюро статистики труда в четверг.
Президент Трамп неоднократно отрицал свою ответственность за инфляцию в этом году и называл опасения по поводу цен “мошенничеством”. В этом месяце Politico спросили, как бы он оценил свою экономическую ситуацию, и он ответил: “А-плюс-плюс-плюс-плюс-плюс” (то есть высший балл).
Во время своего телеобращения на этой неделе Трамп настаивал на том, что он “решает проблему” цен на продукты, утверждая, что цены на индейку и яйца резко снизились. “Все остальное стремительно падает, - заявил он. - И это еще не сделано, но, боже, мы делаем успехи. Никто не может поверить в происходящее”.
Однако появились признаки того, что администрация предпринимает шаги по снижению давления на экономику, которая так высоко оценивается президентом.
В прошлом месяце Трамп снизил тарифы на некоторые импортные товары, включая говядину, помидоры, кофе и бананы. Администрация также объявила о выделении 12 миллиардов долларов на экономическую помощь фермерам и неоднократно обсуждала стимулирующие меры для американцев, финансируемые за счет тарифов.
Действительно ли золотой век вот-вот наступит? Трамп и его чиновники почти мессиански верят в то, что экономика наберет обороты в первом квартале следующего года, сообщает Axios ранее на этой неделе со ссылкой на советников администрации. Говорят, что эта уверенность обусловлена прогнозами о том, что стимулирующие меры, предусмотренные масштабным законом Трампа "Один большой красивый законопроект" о налогах и расходах, окажут значительное влияние на финансы домохозяйств и подстегнут инвестиции в бизнес.
Но, констатирует The Guardian, экономисты, не входящие в состав администрации, настроены скептически.
“Большинство американцев с низкими доходами пострадают от этой политики. И ко всему этому нужно добавить увеличение страховых взносов на медицинское обслуживание, - отмечает Саймон Джонсон, лауреат Нобелевской премии по экономике и профессор Слоунской школы менеджмента Массачусетского технологического института. – Трудно представить, насколько 2026 год будет лучше для большинства людей”.
По прогнозам, экономика США вырастет на 2% в этом году по сравнению с 2,8% в 2024 году. Сэмюэл Томбс, главный американский экономист Pantheon Macroeconomics, ожидает лишь “довольно небольшого увеличения бюджета” от политики Трампа в следующем году.
“Кроме того, относительно низкая уверенность домохозяйств позволяет предположить, что многие из них спасут свои доходы от более крупных, чем обычно, налоговых выплат весной, - считает Томбс. – Соответственно, мы ожидаем, что в следующем году рост ВВП снова составит около 2%, что значительно ниже ожиданий администрации”.
Трамп же сохраняет оптимистичный настрой. “Мы готовы к экономическому подъему, подобного которому мир никогда не видел”, - заверил он на этой неделе нацию.
Большинству американцев еще предстоит увидеть этот бум. Но они, безусловно, много слышали об этом, заключает не без сарказма The Guardian.