Ajax – давно убыточный и несчастливый проект, над которым продолжают биться представители британских оборонных ведомств. Главной проблемой бронеавтомобиля является чрезмерный шум и вибрация, из-за чего у солдат возникают серьёзные проблемы со здоровьем, в первую очередь со слухом.
Машина должна была поступить на вооружение в 2017 году, но столкнулась с проблемами, из-за которых бывший министр обороны Соединённого Королевства Бен Уоллес назвал её «нелепым проектом».
Daily Mail стало известно, что старшие офицеры рассматривают возможность изменения гусениц – это может стать последней попыткой спасти Ajax.
Стандартные стальные гусеницы привели к тому, что у многих солдат из-за чрезмерной вибрации ухудшился слух и возникли проблемы со здоровьем, которые стали причиной окончания их карьеры. Некоторые из них заработали «синдром Рейно» – болезненное поражение нервов и кровеносных сосудов, вызванное вибрацией.
В настоящее время британская армия экспериментирует с композитной резиновой гусеницей (CRT), известной как «Блэкджакс». CRT представляет собой непрерывную резиновую ленту, усиленную стальными кордами и углеродными трубками. Она легче, снижает шум и вибрацию и может улучшить экономию топлива.
Гусеницы CRT были успешно установлены на бронированные автомобили, используемые в других странах, включая норвежский CV90 и австралийский Redback. Примечательно, что информатор рекомендовал резиновые гусеницы, когда в 2019 году у Ajax возникли проблемы с разработкой, но от них отказались как от слишком дорогостоящих.
Но в связи с тем, что высшее руководство столкнулось с перспективой списания миллиардов фунтов государственных денег, к идее установки резиновых гусениц вернулись вновь.
Министр закупок Люк Поллард на прошлой неделе подтвердил, что испытания стальных гусениц были прекращены после того, как у другого солдата возникли проблемы из-за вибрации. В прошлом месяце в ходе отдельных испытаний около 30 солдат заболели во время учений с участием Ajax в Дорсете.
Представитель вооружённых сил Консервативной партии Марк Франсуа заявил: «Мы явно не можем продолжать в том же духе. Министры должны либо исправить ситуацию с Ajax, либо провалить его».
Правительство провело четыре отдельных расследования в отношении этого автомобиля, чтобы оценить его жизнеспособность. Поллард также провёл экстренные переговоры с производителем Ajax, компанией General Dynamics.
Министерство обороны отказалось официально комментировать испытания резиновых гусениц. Результаты испытаний были подтверждены неназванными источниками в министерстве обороны Соединённого Королевства.