- Виктор Николаевич, Россия действительно создает противоспутниковое оружие?
- Оно у нас уже есть. Например, мобильный зенитно-ракетный комплекс С-500 «Прометей». Он может работать по космическим объектам, которые находятся на низкой орбите – то есть специально предназначен для уничтожения ракет и космических аппаратов на околоземных орбитах, и, к тому же, может ликвидировать цели, летящие на гиперзвуке. Радар С-500 способен обнаруживать цели в ближнем космосе на дальности до 2 тысяч километров.
- То есть мы можем сбивать спутники ракетами с Земли?
- Можем. Полк С-500 уже заступил на боевое дежурство вокруг Москвы – об этом было заявлено на недавней коллегии Министерства обороны России (министр обороны Андрей Белоусов в декабре 2025 года сообщил о заступлении на боевое дежурство первого полка, оснащенного зенитной ракетной системой С-500. – Авт.). А ранее системы С-500 начали поступать в вооружённые силы России.
У нас были испытаны и другие варианты противоспутникового оружия. Например, наш спутник подходил к другому спутнику, врезался в него и взрывал. Технология эта уже отработана. Когда космические корабли стыкуются с МКС, происходит, по сути, почти то же самое: один космический аппарат сходится с другим. Точно так же один беспилотник в атмосфере на поле боя атакует другой дрон.
- У Соединенных Штатов есть противоспутниковое оружие?
- Они пытались выводить оружие в космос. У них есть секретный военный космоплан X-47. Он похож на маленький шаттл, и может сближаться с со спутниками для их уничтожения. Испытания этого орбитального беспилотника позволяют Штатам совершенствовать свои военные космические технологии. Космоплан X-37B, например, провел на орбите более года. Но ничего подобного С-500 у американцев нет, и вряд ли появится.