- Сергей Матвеевич, почему рациональные и расчетливые европейцы с самого начала не просчитали свои убытки? Куда смотрели их экономисты?
- С 1990-х годов у них сложилось представление о нас, что Россия – это страна- бензоколонка, Советский Союз был верхней Вольтой с ядерными ракетами, и это представление доминирует до сих пор. Европейские экономисты считали, что Россия во всем зависит о нефтегазовых поставок. Поэтому, обрубить их - и колосс на глиняных ногах, падет.
Не просчитали они и наш ВВП. В европейских странах валовой внутренний продукт на 70 процентов складывается из сферы услуг, а у нас из других реальных секторов экономики: к примеру, тяжелой промышленности, металлургии и ВПК. Они все это уже списали со счетов. И как выяснилось, зря. То, что мы быстро сумели адаптироваться к масштабным санкционным мерам против нас, которые, по сути, означали экономическую войну – стало для них холодным душем. Это стало для них первым сюрпризом. А вторым – то, что мы переориентировали поставки наших энергоресурсов на Восток.
Третьим сюрпризов для европейцев стало то, что оказался на высоте наш военно-промышленный комплекс. Они думали, что со времен Советского Союза у нас уже ничего стоящего в этой области не осталось. Когда Путин в 2018 году объявил о создании в России принципиально новых видов вооружений, европейцы смеялись – мол, мультики. Оказалось, что не мультики.
В итоге экономика России по темпам роста превышает экономику Европы в несколько раз.
Плюс успехи России на фронте: Европа думала, что с помощью массированных поставок вооружений Украине получится отбросить армию России к границам 1991 года. Тоже не вышло.
Поэтому теперь европейские ястребы просто не знают, что делать дальше. Европа хотела сделать Россию страной-изгоем, а в итоге стала изгоем сама, и осталась на вторых и третьих ролях в решении украинского конфликта. В Европе вдруг осознали, что надо искать дипломатические пути, а не разжигать русофобию. Но сменить линию поведения они уже не могут.
- Почему?
- Европа сама загнала себя в угол, из которого не может выйти без потери лица. Признать, что они во всем были не правы, они просто не в состоянии. Поэтому и продолжают политику, ведущую к самоубийству.
- Неужели они не понимали, что, лишив себя дешевых российских энергоресурсов, обрушат собственную экономику?
- Они явно страдают манией величия, превознося свой «райский сад». Мы тоже их переоценили. Мы считали, что они все знают наперед, а оказалось, что это миф. Оказалось, что адекватного восприятия реальности у них нет. Когда они протрезвеют от русофобии, и снова поймут, что мы соседи, можно будет заново выстраивать взаимоотношения. Но это будет не скоро.