МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Конфликт был неизбежен: Гельмут Шмидт предупреждал об опасности расширения НАТО

Die Zeit: Гельмут Шмидт предупреждал, что Москва воспринимает расширение НАТО как угрозу «Святой Руси»

Десять лет спустя после смерти Гельмута Шмидта, одного из самых влиятельных канцлеров ФРГ и многолетнего издателя газеты Die Zeit (текст перевели ИноСМИ), издание собрало его ближайших соратников, чтобы обсудить, как бы он оценивал сегодняшние мировые кризисы. В беседе участвовали телеведущая Сандра Майшбергер, бывший министр финансов Пеер Штайнбрюк, биограф Томас Карлауф и главный редактор Die Zeit Джованни ди Лоренцо. Среди ключевых тем — рост правых сил в Германии, война на Украине, феномен Трампа, отношения с США и Россией, а также провал мультикультурализма. Участники дискуссии попытались экстраполировать принципы и высказывания Шмидта на реалии 2025 года.

Guido Kirchner/dpa/Global Look Press

Расширение НАТО было стратегической ошибкой и провокацией для России

Еще в 1993 году Гельмут Шмидт сформулировал позицию, которая, по мнению его биографа Томаса Карлауфа, остается ключом к пониманию нынешнего конфликта. Шмидт заявил, что, будь он на месте советского военачальника, он расценил бы движение альянса на восток как прямую угрозу «Святой Руси» и стал бы этому противодействовать. Карлауф подчеркивает, что Шмидт видел мир в логике блоков и считал Восточную Европу законной сферой влияния России. По его мнению, суть нынешнего конфликта не в Украине как таковой; он мог бы вспыхнуть в любом другом пункте соприкосновения интересов. Шмидт, вероятно, считал бы, что Западу следовало признать эти геополитические реалии.

Единство НАТО и Европы — абсолютный приоритет перед лицом агрессии

Несмотря на свое понимание мотивов России, собеседники сошлись во мнении, что после февраля 2022 года Шмидт радикально пересмотрел бы свою позицию. Пеер Штайнбрюк уверен, что Шмидт, всегда говоривший о равновесии сил, не смог бы спокойно воспринять этот конфликт. Увидев намерение Владимира Путина восстановить советскую империю (Россия неоднократно заявляла, что не собирается восстанавливать СССР — прим. «МК»), Шмидт поддержал бы необходимость демонстрации военной силы. Карлауф добавляет, что в новых условиях Шмидт одобрил бы военную помощь Украине в рамках НАТО, чтобы сохранить единство альянса и Европы.

США при Трампе — главный вызов для трансатлантических отношений

Участники дискуссии разошлись в оценке того, что поразило бы Шмидта больше всего. Томас Карлауф настаивает, что это был бы феномен Дональда Трампа. С 1945 года у Шмидта было «безграничное доверие» к США, восхищение их жизненной силой и системой сдержек и противовесов. Ее разрушение стало бы для него глубоким шоком. В то же время Штайнбрюк парирует, что Шмидт всегда был критичен к американской политике, и больнее всего ему было бы наблюдать фрагментацию Европы, проект которой он считал фундаментом либеральной демократии.

Мультикультурализм — иллюзия, ведущая к расколу общества

Внутригерманские проблемы также не остались без внимания. Сандра Майшбергер отметила, что Шмидт еще при жизни скептически относился к мультикультурализму, опасаясь столкновения несовместимых культурных кодов. По мнению всех участников дискуссии, сегодняшнее состояние немецкого общества подтвердило бы его правоту. Штайнбрюк напомнил, что Шмидт называл мультикультурное общество «иллюзией интеллектуалов», и это было одной из причин его скепсиса по поводу быстрого расширения ЕС на юго-восток.

Критика прав человека не должна мешать диалогу с великими державами

Одной из сложных тем наследия Шмидта является его отношение к правам человека в международной политике. Как отметил Джованни ди Лоренцо, Шмидт резко негативно реагировал на требования публично критиковать партнеров, например, Китай, за нарушения прав человека. Он считал такое вмешательство в суверенитет других государств недопустимым. Майшбергер предположила, что за этим стояла его скрытая симпатия к сильным лидерам, вроде Ли Куан Ю или Си Цзиньпина, которые могли управлять своими странами с «решительностью». Позже Шмидт смягчил свою позицию, допустив вмешательство в случае геноцида, но только с санкции Совбеза ООН, что, по мнению Штайнбрюка, является утопией в современных условиях.

В заключение дискуссии становится ясно, что фигура Гельмута Шмидта остается не просто памятником истории, а живым инструментом для осмысления современности. Его принципы — равновесие сил, прагматизм, уважение к суверенитету и в то же время жесткая защита демократических ценностей — сталкиваются в оценках его же соратников, демонстрируя всю сложность вызовов, перед которыми сегодня стоит Германия и весь мир.

Немецкая пресса: молодые берлинцы не хотят ни служить, ни воевать

И один в поле воин: «Альтернатива для Германии» сделала громкое заявление о России

Утрись, Мерц: попытка канцлера превратить Германию в оборонного монстра потерпела фиаско

Танковый кулак НАТО у границы России: альянс перебрасывает в Литву самые современные Leopard 2A8

Агрессивно пристают: из-за мигрантов немки боятся ездить вечером в транспорте Мюнхена

Самокастрация Германии: индийский астрофизик рассказал, что не так с ФРГ

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах