Скафандр, который в случае нештатной ситуации при работе в открытом космосе гарантированно вернет космонавта на корабль или станцию, разработан в российском НПП "Звезда".
"Представьте: космонавт улетел, как в известном фильме, и ему надо спасаться. Счет идет на секунды. А тут: нажал кнопку — и спасательное устройство, или сейфер, само возвращает тебя. Мы хотим интегрировать систему спасения космонавтов прямо в скафандр "Орлан", который используется для работы в открытом космосе. У него жесткая кираса, которая позволяет это сделать", — рассказал генеральный директор — главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков в интервью "Российской газете".
По его словам, концепция сейфера такова, что все должен делать автомат — как в катапульте для летчика. "Сейчас мы испытываем прототип конструкции автоматизированной системы спасения космонавтов. Это оценка концепции, подходов. Испытания проходят на специальном наземном стенде. А на станции надо будет установить определенные радиомаяки, которые бы по радиосигналу управляли системой спасения. Серфер точно будет иметь 16 микродвигателей. Чтобы и поворачиваться, и стабилизироваться, и перемещаться в космосе", — отметил Поздняков.
Он уточнил, что в качестве топлива может быть использован сжатый воздух. "Главное, чтобы была реактивная струя. Но в "Орлане" есть кислород в баллонах под высоким давлением. Конечно, кислород использовать менее эффективно, однако тоже можно", — сказал главный конструктор. По словам Позднякова, от станции опасно удаляться более, чем на 100 метров. "Дальше — сложности с точки зрения ориентации, возвращения, влияния орбит. Идея в том, чтобы автоматика понимала это удаление. Либо включалась с борта станции оставшимся там космонавтом. Есть разные варианты, но, повторю, главное — сделать автоматику, которая бы разворачивала, ориентировала и возвращала", — сказал главный конструктор.
Поздняков отметил, что испытания прототипа завершатся уже в мае. "Пока мы занимаемся "спасателем" в инициативном порядке. Надеемся, разработка вызовет интерес у Роскосмоса", — заключил он.
"Ложементов как таковых не будет: у космонавта на корабле будет совершенно иная поза, нежели на "Союзе", говорит Поздняков. Почему? Новый корабль больше: он рассчитан на 4-6 человек. В "Союзе", где помещаются только трое, все сжато до минимума. И сейчас поза летящего на орбиту напоминает эмбрион. Комфорта мало. В кресле нового корабля космонавт будет полулежать, то есть поза будет более естественной. Перед нами поставлена задача - сделать кресло без индивидуального ложемента. Но такое, чтобы, скажем, при жест-кой посадке оно могло надежно защитить от травм."
"Не нужно будет каждого из тех, кто готовится к полету, сажать в гипсовую ванну, а потом по слепку отливать "личный" ложемент из полиуретана. Не нужно будет, если космонавт летит на МКС на одном "Союзе", а спускается на другом, перетаскивать его ложемент из корабля в корабль".
Уже есть эргономический макет кресла для нового российского корабля.