МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

У метро — глубоко идущие планы

В столичной подземке будут устанавливать лифты и защитные ограждения на платформах

Сеть Московского метрополитена увеличится в 5 раз и достигнет длины 1500 км. Случится это, правда, лет через 100. А вот статус самого высокотехнологичного в мире наше метро может получить гораздо раньше. Об этом метростроевцы заявили сразу после смены руководства столичной подземки. Они выдвинули еще ряд будоражащих фантазию идей.

Архитекторы уверяют, что Солнцевская ветка будет технологичнее нынешнего эталона — 14-й линии парижского метро.

Так, главный архитектор “Метрогипротранса” Николай Шумаков сказал, что новая Солнцевская линия будет строиться по прогрессивным технологиям. Поезда без машинистов; светопрозрачные ограждения, отделяющие платформу от рельсов; наклонные лифты для инвалидов, двигающиеся параллельно эскалаторам. Не исключено, что удастся переплюнуть даже полностью автоматизированную 14-ю линию парижского метро.

При этом станции на будущей линии станут строить по пресловутым типовым проектам. Но, как подчеркнул главный архитектор, типовые — не значит некрасивые. И рассказал, что сообщения некоторых СМИ о том, что высота будущих станций составит 3,5 метра, мягко говоря, неточны.

Потолки станут делать не ниже 6 м. Сколько будет выходов на новых станциях? По новым нормам проектирования — минимум 2 (раньше допускался один вестибюль). Первыми типовыми станциями будут “Братеево”, “Пятницкое шоссе”, “Жулебино”, глубокие станции за “Марьиной рощей” — “Бутырский Вал”, “Петровско-Разумовская”, “Фонвизинская” и “Селигерская”.

— В Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште и прочих городах всегда строились утилитарные сооружения для метрополитена. А у нас — эстетически осмысленное пространство, дворцы для народа, — говорит Николай Шумаков. — Ниже этой планки не хочется опускаться. Мы сейчас говорим: даешь километраж, но в совершенно иной, качественной архитектуре. Мы сокращаем сроки строительства и стоимость проектов на 20%. Сокращаем не только за счет типового строительства, но и за счет уменьшения сроков строительства. Ведь любая консервация подземного объекта требует почти таких же затрат, как поддержание готового объекта.

От типовых станций московское метро переходит к типовым линиям.

Больше того — полностью меняется подход к проектированию всего метро. Почему раньше делали индивидуальные проекты? Не было заказов. За последние 20 лет в Москве возвели от силы 20 км линий метрополитена. Для сравнения: Шанхай за 18 лет построил 300 км, Индия — 5 линий метрополитена за последние 5 лет. Шанхай имеет 80 проходческих щитов. Московский “Метрострой” — всего 8. Теперь же руководство города поставило задачу построить 75 км за 5 лет.

Как объясняют специалисты, раньше архитектурным объектом проектирования была станция — например, “Савеловская” на Тимирязевской линии. А сейчас объектом проектирования будет линия. И на всех ее станциях будет присутствовать стилистическое единство.

На каждой станции (и мелкого, и глубокого заложения) обязательно будет система лифтов для инвалидов — в нескольких уровнях, с выходами в кассовый зал и на платформу. Правда, устроить лифт на глубокой станции достаточно сложно. Сделать вертикальную шахту на 50—60 метров вниз является дорогим удовольствием и чаще всего неразрешимым — из-за градостроительных сложностей. Поэтому архитекторы предлагают устанавливать в основном лифты в эскалаторных наклонах.

Что касается старых станций, метрополитен готов пойти на их реконструкцию. А “ограждения безопасности” по краю платформы пока собираются проектировать только на новых линиях. Это связано с тем, что на уже существующих ходят электропоезда разных типов. И осевые расстояния между дверями разнятся — где-то на сантиметр, а где-то на десятки.

И еще несколько слов о безопасности. Все деревянные балюстрады метростроевцы планируют заменить на негорючие, скорее всего на нержавеющую сталь. А до входа в кассовый зал собираются устраивать специальные помещения, где будут досматривать вызывающих подозрение пассажиров.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах