Наглядно описать внутреннюю часть эскалатора не так просто. Рядом с каждой из машин (всего здесь их три) крутятся огромные колеса. Они тянут толстую цепь, к которой, собственно, крепятся ступеньки. Электромоторы, вынесенные вперед, тихо гудят.
Во всю стену стоит немаленький электрощит. Все рубильники, контакты, датчики открыты. Прикасаться к ним, естественно, нельзя — кончится плохо. На всякий случай на полу лежит толстый резиновый коврик. Для изоляции.
Между двигателями и крутящимися приводами эскалатора вглубь ведут небольшие коридорчики. Они нужны для технического обслуживания всего механизма.
— Этот подъемник работает с 1944 года, — рассказывает главный механик эскалаторной службы столичного метрополитена Сергей Лихачев. — Это было скорее политическое событие, нужно было показать, что обычная жизнь не останавливается, несмотря на войну. Во все элементы заложен колоссальный запас прочности. Расчетный срок службы — 50 лет. Как видим, фактически он “проходил” 67 лет.
По уверениям работников подземки, возраст механизма на безопасности никак не сказался. Речь скорее идет о моральном устаревании и постоянной необходимости что-то чинить.
Замена эскалатора, как выяснилось, очень сложное дело. Через обычные двери вестибюля крупные узлы механизма не вынести. Для необходимых работ крышу над машинным залом эскалатора разбирают, краном поднимают старое оборудование, а потом опускают новое. На все про все уходит 6—8 месяцев.
Сергей Собянин обратился к руководству столичной подземки с предложением увеличить количество подъемников: там, где сейчас в трубе стоит три штуки, сделать четыре. Как выяснилось, это реализуемо.
— Существуют реальные проекты по уплотнению эскалаторов, — говорит г-н Лихачев. — Но, во-первых, нужны очень хорошие рабочие, так как допуски будут минимальными. Во-вторых, необходимо на каждой станции отдельно изучать трубу, в которой стоит эскалатор. Дело в том, что, когда строители копали их, они это делали не идеально. Есть искривления. Все это необходимо учитывать. Естественно, что на самих пассажирах это никак не скажется. Ширина самих ступеней никак не изменится.
Новые эскалаторы, которые приходят на замену, гораздо лучше старых. Они тише, экономичнее. По словам работников метро, новые машины проще эксплуатировать. При этом срок службы у них также 50 лет, как у тех, что делались в сталинские времена.
Реконструкция эскалатора на “Бауманской” начнется либо в конце 2011 года, либо в начале 2012-го. К сожалению, станция на время работ будет закрыта, так как выход там всего один. Помимо этого в обозримом будущем планируется заменить эскалаторы на станциях “Бабушкинская”, “ВДНХ” (северный вестибюль), “Красные Ворота”, “Марксистская”, “Проспект Мира”-кольцевая, “Новогиреево”.