— Начну со знакомства с директорами, первое рабочее совещание мы уже провели, теперь встречусь и побеседую лично с каждым. Беспокойство людей из-за грядущих перемен мне понятно. Мы сохраним не только лучшие кадры, но и методики — все достойное сохранения и развития. Каждый свой шаг мы сверяем с общественными организациями и опираемся на международный и региональный опыт. Со временем на базе некоторых детских домов мы будем создавать учреждения нового типа. Каждый детский дом разработает свой план развития и будет двигаться в своей работе согласно этому плану. Приоритетное направление — развитие семейных форм воспитания. На 1 января этого года в семьях москвичей проживает 13 375 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой 9477 человек, усыновлено 3236 детей, в приемных и патронатных семьях на сегодняшний день 750 детей, а семей таких 510.
Все замещающие семьи нуждаются в сопровождении и поддержке. Да, город выплачивает пособия, предлагает для отдыха лучшие базы. В Москве таким семьям выдаются сертификаты на медицинские и образовательные услуги. Но им в течение долгого времени не обойтись без консультаций педагогов, психологов, юристов и т. д. Нужны кризисные центры, где специалисты круглосуточно готовы выслушать и помочь, центры реабилитации отцов и матерей с ограничениями родительских прав, новые структуры для постинтернатного сопровождения и ранней профилактики семейного неблагополучия.
— Значит ли это, что ваша мечта — работать так, чтобы в городе не осталось ни одного детского дома в привычном смысле этого слова, а региональный банк данных опустел?
— Было бы непрофессионально с моей стороны ответить на этот вопрос утвердительно. У нас дети теряют родителей, остаются сиротами. Иногородние женщины рожают и оставляют детей в Москве. Лишение родительских прав приводит к социальному сиротству. Детские дома были, есть и, к сожалению, будут. Мы прилагаем все усилия, чтобы количество детей в них уменьшалось. В 2007 году нам передали дом ребенка № 22. Там сейчас кризисный центр: в нем есть отделение для новорожденных и для несовершеннолетних мам с детьми. Основная задача этого центра — предупреждение раннего сиротства и сохранение ребенка в кровной семье. В городе работают 25 центров социальной помощи семье и детям. Одна из их функций — предотвращение ограничения родительских прав. Это эффективные площадки, где еще можно и нужно поработать над сохранением семьи. В Москве пока не хватает таких учреждений. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин уделяет особое внимание вопросу поддержки московских семей и в этой связи дал поручение проработать вопрос размещения новых центров помощи. Отдельная задача, над которой они работают,— постинтернатное сопровождение. Не секрет, что воспитанники детских домов теряются, выходя в большую жизнь. Им сложно организовать свой быт: спланировать покупки в магазине и аптеке, оплатить коммунальные услуги, посетить врача в поликлинике. Подведомственный департаменту социальный приют для детей и подростков в Ступине уже стал примером центра трудовой и социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. На базе приюта работают автомастерская, хлебопекарня, швейные мастерские, тепличное хозяйство, типография, где трудовые навыки получают как воспитанники, так и выпускники.
— Как повлияет на детей переход детских домов из одной системы в другую? Не будет ли нарушен образовательный процесс?
— Главное требование заместителя мэра Москвы Л. И. Швецовой и основной наш подход — ни в коем случае не ухудшить положения ни одного ребенка. Ошибочно думать, что мы выводим ребят из их детских домов и лишаем привязанностей. Они не испытают стресса от внезапных перемен и сохранят свои социальные связи: те же привычные стены, педагоги. Дети должны почувствовать еще больше заботы. Для каждого подопечного будет разработан индивидуальный план развития. Он будет пользоваться всеми возможностями города, в котором живет: ходить в художественную школу. И в музыкальную, и в спортивную. Я не беру на себя «повышенных социалистических обязательств». Но одно могу пообещать твердо: система будет работать более слаженно, потому что мы имеем самое близкое отношение к системе опеки и попечительства, у нас региональный банк данных, по закону наш департамент — уполномоченный орган по работе с сиротами, и то, что детские дома переходят к нам, вполне логично.
Самая главная наша цель — защита интересов каждого ребенка, прежде всего оставшегося без попечения родителей, реализация его права воспитываться в семье. Никакое государственное учреждение, даже самое хорошо оснащенное и прекрасно отремонтированное, не заменит ребенку ни любви, ни заботы, которую ему могут дать только родители — если не кровные, то замещающие. В каждом округе столицы мы создали школы приемных родителей, где готовим москвичей к этому ответственному шагу. Уж если говорить о мечтах, то вот о чем я мечтаю: ребенок ни дня не должен оставаться вне семьи, как только он остался без попечения своих родителей, в тот же день его приняла замещающая семья. Нужна слаженная современная система, работающая над решением этой задачи, и всем учреждениям в ней найдется место.
Но для этого все мы должны много поработать.